Башкирия в Кино

Если не считать разной кинохроники, то первым фильмом, снятым на башкирской земле можно считать «Салавата Юлаева». Его снял режиссер Яков Протазанов в 1940 году по одноименному роману Степана Злобина. Неизвестно, что двигало режиссером, но вместо того, чтобы поехать в Салаватский район Башкирии, откуда родом национальный герой, и где он скрывался после разгрома восстания Емельяна Пугачева, Протазанов выбрал окрестности села Макарово, что совсем в другой стороне. Так появились на карте Башкирии сразу две пещеры Салавата. Одна рядом с Малоязом, другая в Ишимбайском районе. А на кадрах кино хорошо видно, как скачет башкирская конница по обширной долине речки Сикаса.

Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, авторы знаменитого советского сериала «Вечный зов» видимо тоже решили, что для того чтобы снять Сибирь, в Сибирь ехать вовсе не обязательно. Творческие люди всегда себе на уме. Но в результате чего, более сорока лет назад, летом 1973 года съемочная группа появилась в Дуванском районе БАССР. И вот уже в первых четырех сериях бессмертного полотна мы узнаем удивительные по красоте пейзажи реки Юрюзань, деревенек, стоящих на ее берегах: Елабугу, Калмаш, Бурцовку. Тут и скала Сабакай высится узнаваемым профилем. Снимали режиссеры и в селах Тастуба, Ярославка. Множество местных жителей принимало участие в массовке, о чем до сих пор вспоминают с большой теплотой и гордостью. Впрочем, эта самая массовка стала камнем преткновения для продолжения съемок в Дуванском районе: говорят, что бухгалтерия фильма не со всеми успела рассчитаться и во избежание скандала съемки перенесли в Белорецкий район. Так оно было или нет, но соответствующие органы весьма сильно потаскали администрацию съемочной группы – факт известный.

В Белорецком районе Краснопольскому и Ускову скучать в одиночестве уже не пришлось и к ним присоединился режиссер Вениамин Дорман, автор дилогии «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка». Как в «Вечном зове», так и в этих двух фильмах узнаются дома хутора Отнурок, каменная речка, стекающая с горы Кирель, «каменный мешок» на горе Малиновой, речка Нура. Режиссеры охватили добрую половину Белорецкого района. Дорман увековечил паром через Белую, в поселке Узян, «расстрелял» из пулемета состав на Белорецкой узкоколейке у Егоровых печей, что близ Белорецка, запустил в небо на самодельном дельтаплане пацана со скалы в деревне Шушпа.

У авторов «Вечного зова» география была чуть шире и в кадрах мы видим множество узнаваемых мест от Верхнеаршинского до Узяна. Например, известная сцена, где Агата ходила по дороге встречать Ивана Савельева из мест заключения, была снята на старом Верхнеуральском тракте, на горушке близ Узяна. Помните, там еще такая длинная красивая панорама далей идет? Так вот если будете ехать от Белорецка в Узян, то перед самим селом поверните вправо, на самом перегибе подъема и без труда узнаете место.

Краснопольский и Усков режиссеры плодовитые и как-то умудрились во время съемок «Вечного зова» снять еще один фильм – «Отец и сын». Снимали его они тоже в Башкирии, на Павловском водохранилище. Многие отдыхающие на окрестных турбазах вспоминают свое участие в массовке. Вообще, как мне думается этим двум режиссерам за прославление Башкирии на весь мир, нужно давно звание «народных режиссеров Республики Башкортостан».

Одна из самых ярких страниц Гражданской войны на территории Башкирии была воплощена в фильме «Гроза над Белой». Да, да, взятие 25-й Чапаевской дивизией Уфы. Все мы помним легендарный фильм братьев Васильевых, а вот этот, снятый режиссерами Немченко и Чаплиным, как-то подзабыли в наше время. А между тем, когда мы учились в школе, почти всех возили на теплоходе в пригородный Красный яр, где в клубе показывали это кино. А фильм тоже, как говорят местные жители, снимался где-то рядом с Красным яром.

Башкирия не только красивая природа, но и богатая, колоритная фактура фольклора. Не раз на широких экранах появлялись герои в красивых костюмах и лисьих шапках. В 1959 году бал экранизирован балет «Журавлиная песня», а в 1978 году – «Ночь лунного затмения», снятая по пьесе Мустая Карима.

В 1980 году на большие экранный вышел фильм «Всадник на золотом коне», где вот уже в который раз зритель увидел невысокие увалы Южного Урала, сосны. А также на фоне красивого антуража, такую же красивую башкирскую сказку, снятую, впрочем, снова не местным, а московским режиссером Василием Журавлевым.

Понадобилось пройти еще полутору десятку лет, для того, чтобы в новую эпоху наступило и время народных режиссеров. Булат Юсупов стал снимать фильмы в Башкирии и о Башкирии, вернее о башкирском народе. Кинолента «Седьмое лето Сюмбель» снималась в двух местах: Белорецком и Архангельском районах Республики. Мы снова видимо вьющийся змеей состав по долине реки Белой. Это последние кадры Белорецкой узкоколейно железной дороги. Паровоза, правда уже не нашли и в состав запрягли тепловоз. На крышу привязали промазученную ветошь и подожгли, так появился дым. А оператор сидел на другой крыше, вагона и снимал великолепные виды. Даже только за это можно и нужно посмотреть фильм.

Вторая же часть кино была снята в глухой башкирской деревне Верхние Лемезы. Горы, покосившиеся избы – там хоть и сейчас снимай затерянный мир.

Да, теперь режиссеры к нам из Москвы приезжают редко, разве что массовку снять возле одного из Торговых центров, но зато появились свои режиссеры. И думается, что прекрасная наша Башкирия все чаще и чаще будет появляться в кинокадрах. А показать у нас еще много чего есть!

Художественный музыкальный фильм «Етеган», 2014г. Киностудия Р.И. Продакшн. 

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!