Концепция развития системы ОПТ Республики Башкортостан

Концепция развития системы ОПТ  Республики Башкортостан

Концепция развития системы охраняемых природных территорий

Республики Башкортостан

Волков А.М.
Мартыненко В.Б.

 

Введение. Краткий анализ концепций развития ОПТ, принятых на сегодняшний день

Действующая на сегодня «Концепция системы охраняемых природных территорий Республики Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 сентября 2003 г. N 209 (далее «Концепция – 2003»), нуждается в существенном обновлении, т.к. за последние 10 лет условия, в которых Концепция разрабатывалась и принималась, заметно изменились.   В полной мере проявились последствия изменения климата (рост засушливости, массовое усыхание березовых лесов и лесополос из тополя, снижение водности рек, сокращение площади тундровых экосистем на Южном Урале и др., участились и усилились конфликты за ресурсы, расположенные на ООПТ, планы развития СОПТ РБ оказались существенно недовыполненными,  развитие СОПТ в Республике Башкортостан  стало заметно отставать от других регионов.  Реализация Концепции-2003 и План-схемы СОПТ РБ оказалась невыполненной. Резко изменились и экономические условия для развития СОПТ: хроническое недофинансирование системы, имевшее место в прошедшие десятилетия (Волков, Богдан, 2010), в обозримой перспективе только усилится, т.к. ожидается дефицит бюджетов всех уровней.

В этих условиях недостаточно наметить план действий по расширению и укреплению существующих ООПТ, а необходимо критически переосмыслить прежние подходы к территориальной охране природы и наметить пути более реалистической и ответственной политики государства и общества по  сохранению жизненно важного потенциала природных систем Республики Башкортостан.

«Концепция – 2003» разрабатывалась на основе доминирующего в  научном и природоохранном сообществах в начале 2000-х годов представления о том, что основной ценностью, которую необходимо сохранять  на особо охраняемых природных территориях, является биоразнообразие, которое, в свою очередь, является основой устойчивости экосистем и регионального экологического баланса. Другим ценностям и функциям природных территорий, таким как средообразущий потенциал (водо- и климаторегулиррование, ассимиляция и биоразложение загрязнений), рекреационный потенциал, эстетическая и историко-культурная ценность – в «Концепции – 2003» уделено недостаточное внимание.

Последствия изменения климата со всей очевидностью показали, что устойчивость среды обитания биоты определяется не наличием экологических сетей, сохраняющих биологическое разнообразие, а от неких иных факторов. Кроме того, отдача приоритета в сохранении биоразнообразия  экологическим сетям противоречит известному принципу территориальной охраны биоразнообразия: одна крупная территория сохраняет больше биоразнообразия (видов, сообществ и т.д.), чем множество мелких территорий, имеющих суммарно  такую — же площадь (Сулей, 1987). Следует иметь в виду: последствия засух 1975 г и 2010 г. и последующих лет, показали, что биологическая продуктивность экосистем, в общем-то, являющаяся основой жизнеобеспечения всей биоты и, в том числе, людей, в наибольшей степени сохранялась в зонах наличия больших массивов мало нарушенных лесов. Последствия изменений климата сделали понятным и другой факт: резкие изменения среды обитания приводят к сокращению или исчезновению экологических ниш для некоторых биологических видов, что неизбежно приводит к исчезновению этих видов. Биоразнообразие, в данном случае, является не фактором поддержания  экологической стабильности, а, наоборот, сокращается в результате нестабильности среды.  Например, сокращение площадей горных тундр на Южном Урале, связанное с потеплением климата, приводит к сокращению численности тундровых видов и, вероятно, приведет к их полному исчезновению на данной территории.

Из этих фактов не следует, что биоразнообразие и экологическая связность ОПТ не имеют значения в поддержании благоприятных условий среды, но вытекает необходимость количественной оценки вклада  различных   факторов в экологическую обстановку региона. Но уже сейчас можно утверждать: наиболее важным фактором сохранения среды, благоприятной для живой природы, человека и его хозяйственной деятельности, является наличие значительных по площади мало нарушенных природных территорий и, в первую очередь, больших массивов лесов.

К несомненным достоинствам «Концепции – 2003» следует отнести подход, включающий в систему территориальной охраны природы региона не только ООПТ, но и другие категории земель, для которых законодательно закреплен природоохранный режим: леса, различных категорий защитности, водоохранные и зеленые зоны,  припасечные зоны и т.п. Этот подход позволяет преодолеть противоречие между ограниченными возможностями увеличения общей площади ООПТ (максимум, 10-15% от общей площади республики) и необходимостью выделения среди всего пула земель республики эколого-стабилизирующей системы достаточной мощности (40% и более от общей площади региона).

Для выработки адекватной стратегии развития системы территориальной охраны природы в РБ необходимо учесть основные подходы к решению проблем охраны природы, изложенные в основополагающих документах федерального уровня. Таковыми являются «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (далее  «Концепция – 2011»), Экологическая доктрина Российской Федерации (2002) и Климатическая доктрина Российской Федерации (2009).

Анализ действующих концептуальных документов  РБ и РФ в области ООПТ  и экологической политики, позволяет сделать выводы о том, что в государстве уже осознана необходимость развития  СОПТ в качестве экологического противовеса негативным последствиям изменения климата и антропогенным воздействиям, а также обозначена роль лесов и других территорий с естественным протеканием природных процессов в поддержании экологической стабильности регионов и страны в целом. И это может рассматриваться в качестве основной задачи и пути развития СОПТ регионов.

 

Основные ценности, сохраняемые на ООПТ

Поскольку охранять всю природу и везде невозможно, т.к. необходимо иметь достаточное пространство для хозяйственной деятельности, выработка стратегии развития системы охраняемых природных территорий должна начинаться с четкого определения основных ценностей, сохраняемых на ООПТ и построения иерархии таких ценностей.

Для этого необходимо разработать систему оценки тех или иных территорий, основанную на учете следующих ценностей:

— экологической ценности;

— ценности биоразнообразия;

— эстетической ценности;

— рекреационного потенциала;

— информационной ценности экосистем.

 

Территории, имеющие экологическую ценность

Практически, все авторы работ по охране природы признают, что охрана природы в целом, экосистем и  биоразнообразия нужна для поддержания необходимых условий среды  для жизни людей.  Необходимо еще раз подчеркнуть, что в территориальной охране природы сохранение биоразнообразия не является самоцелью, а должно обеспечивать главное – приемлемую среду обитания для людей, для функционирования систем жизнеобеспечения населения – сельского хозяйства, охотничьего хозяйства, рыболовства, водного хозяйства и т.д.

Следует признать очевидность необходимости увеличения общей площади  территорий глобального жизнеобеспечения (ОПТ) с нынешних 7% до размеров площади всей мало нарушенной биоты, составляющей по оценке Ю. Одума (1975) и рекомендаций ЮНЕСКО, около 30% от площади суши.

Для того чтобы выстраивать региональную систему охраняемых природных территорий необходимо провести ревизию существующих ООПТ, а также территорий, рассматриваемых как  потенциальных компонентов СОПТ, на предмет соответствия их основному критерию блоков СОПТ — выполнения ими средообразующих функций. Исходя из результатов оценок (Тишков, 2005; Горшков, 2010), показавших, что трансформированные леса Западной Европы  уже перестали выполнять климаторегулирующие функции, а мало нарушенные леса России, расположенные в Сибири и  на Дальнем Востоке продолжают выполнять эту функцию, основное внимание следует уделить крупным массивам мало нарушенных лесов Республики Башкортостан.

Для крупных участков степей необходима разработка специальных режимов охраны и использования для  обеспечения экологического равновесия.

Отдельного внимания заслуживают болотные экосистемы, как стабилизаторы водного режима территорий и депонирования углерода.

Для реализации предлагаемой стратегии СОПТ, в качестве межведомственной, необходимо поставить вопрос о пересмотре роли лесов республики, т.к. экологическая значимость лесов начинает перевешивать роль лесов как источника строительной древесины. Необходимо разработать новую стратегию лесопользования в РБ, исходя из определения новой климатической ситуации в стране,  положений Климатической доктрины РФ, Экологической Доктрины РФ.  В практическом плане  необходимо провести инвентаризацию лесных массивов для выявления крупных лесных массивов, выполняющих климторегулирующую и водорегулирующую роль для территории РБ и соседних регионов. Для таких лесных массивов потребуется разработать специальные режимы лесопользования. В нынешней ситуации, когда все эксплуатационные леса отдаются на откуп арендаторам, а реального контроля за их лесопользованием нет, последствия деградации лесов только усилятся.

 

Сохранение биологического разнообразия

Следующей по значимости ценностью, сохраняемой на ООПТ является биоразнообразие. Снижение биоразнообразия экосистемы ниже оптимального для нее, ведет к снижению ее устойчивости. В конечном счете, прогрессирующее снижение биоразнообразия ведет к гибели экосистем.

Кроме того, биоразнообразие имеет и самостоятельную ценность как источник генетической информации для науки и практики, как источник сырья для различных промышленных целей, в том числе фармацевтической промышленности, т.е., ресурсную ценность.

Отдельно следует определить ценность  редких видов растений и животных в системе территориальной охраны природы. Необходимо разработать систему мероприятий по сохранению редких видов, в которой должны различаться способы сохранения видов которые являются редкими в силу недостаточности условий обитания и играющие незначительную роль в экосистемах  и видов, которые постоянно являются малочисленными, но выполняют значительную роль в экосистемах.

 

Сохранение эстетически ценных объектов и территорий

Несмотря на то, что в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» объектами особой охраны признаются территории, имеющие эстетическое значение, в практике территориальной охраны природы охрана красивых (аттрактивных) ландшафтов не получила достаточного обоснования и систематической реализации. Хотя часто в качестве ООПТ выбираются именно аттрактивные участки природы, в обоснованиях для создания ООПТ приводятся, преимущественно,  сведения о количестве редких видов и сообществ.

Между тем эстетичность  ландшафта или отдельного природного объекта имеет самостоятельную ценность, несводимую ни к экологической, ни к биоинформационной ценности. Особую роль эстетичным природным ландшафтам и объектам придает качество первозданности, отсутствие любых следов вмешательства человека. Такие природные объекты, по-видимому,  в неявной форме передают человеку информацию о закономерностях природной  гармонии и особенностях ее формирования в нашем мире. Понятно, что в этом качестве эстетичные природные объекты уникальны и ничем более не могут быть заменены.

Для решения практических вопросов существования ОПТ необходимо ввести в практику  методы оценки и алгоритмы ранжирования эстетических ценностей природных территорий и объектов и сопоставления  их эстетических ценностей с  экологической и с биоинформационной ценностями ОПТ.

 

Сохранение рекреационных ресурсов

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» определяет в качестве одного из оснований для признания территории ООПТ, наличие у нее рекреационного и оздоровительного значения. Однако на практике оценке и сохранению именно рекреационного потенциала ООПТ придается недостаточное значение.

Рекреационный потенциал, а именно различные особенности природных комплексов, в отличие от других ценностей ОПТ, представляет собой потребительскую ценность и может иметь потребительскую стоимость. Соответственно, и методы сохранения этой ценности во многом сходны с методами обеспечения воспроизводства основных средств в материальном производстве.

Для того чтобы обеспечить сохранение на ООПТ рекреационного потенциала территорий,  необходимо с достаточной полнотой выявить все составляющие рекреационных возможностей каждой территории, а также факторы, вызывающие деградацию рекреационного потенциала по всем возможным направлениям рекреации. Для комплексной оценки многопланового рекреационного потенциала территории необходимо использовать многомерные шкалы,  оценки по которым должны быть сведены к интегральному показателю, который, в свою очередь должен получить материально-денежную оценку. Одновременно, с помощью аналогичных шкал должны быть вычислены также риски утраты рекреационной ценности. Разработка шкал оценки различных аспектов рекреационного потенциала должна быть проведена на фактическом материале функционирующих рекреационных объектах и территориях различного типа. Проведение сплошной оценки всех рекреационных территорий  республики по предлагаемой методологии позволит ранжировать их по значимости для рекреационного освоения. Инвестиции в развитие рекреационной инфраструктуры каждой ОПТ должны осуществляться в соответствии с интегральной оценкой рекреационного потенциала каждой территории и каждого рекреационного объекта.

Следует иметь в виду, что исходные данные для проведения описанных процедур оценки рекреационного потенциала ООПТ содержатся (или должны содержаться) в кадастровых сводках по каждой ООПТ. Для ОПТ, по которым таких данных нет, могут быть использованы данные по ООПТ — аналогам. Далее эти данные должны быть импортированы в ГИС – проекты и вся работа по многомерному шкалированию оценок рекреационного потенциала должна проводиться именно в ГИС – программах.

 

Научно-информационная ценность экосистем

Естественные, мало нарушенные экосистемы способны осуществлять процессы саморегуляции, которые к настоящему времени мало изучены, но представляющие большой интерес для науки, для понимания процессов самоорганизации в природе. Для выявления таких механизмов необходимо сохранение мало нарушенных, коренных экосистем, в которые протекают естественные природные процессы.

 

Развитие туризма и отдыха на ООПТ

Туризм и отдых (обобщенно – рекреация) на ООПТ это одновременно решение проблем культуры региона и средство получения доходов для развития деятельности всей системы ОПТ региона.

Необходимо разграничивать рекреацию на ООПТ высокого ранга — заповедниках, национальных парках, природных парках и рекреацию на ООПТ низкого ранга – заказниках, памятниках природы.

Рекреация на ООПТ высокого ранга – это, в первую очередь, культурные проекты, но со временем они неизбежно принесут материальную отдачу, обеспечивающую окупаемость. В заповедниках и парках накоплена или накапливается ценная научная информация обо всех объектах территории, которая может и должна быть превращена в турпродукты высокого качества и потребительской востребованности. Благодаря наличию в этих ООПТ штата специалистов эта информация должна предлагаться посетителям не в виде суммы сведений, а виде культурных концептов, организованных в иерархическую систему, соответственно тому, как на геологической основе формируется ландшафт, на котором формируются сообщества растений и животных с их многоплановыми связями, а на этой системе формируются человеческие сообщества с их системами природопользования, религиями и культурами. Опыт национальных парков Запада и, отчасти, России, свидетельствует, что при наличии высококвалифицированных кадров гидов – универсалов создание таких экскурсий — концептов очень хорошо воспринимается посетителями и притягивает в парки все новых любителей природы. При этом, в качестве гидов – интерпретаторов могут быть как штатные работники парков, так и специалисты, работающие по договору. Как раз в этой группе  гидов, как правило, более многочисленной, могут быть наиболее квалифицированные и творческие личности, способные самостоятельно разрабатывать экскурсии – концепты.

Заповедники и национальный парк, а также, отчасти, природные парки  — это территории имеющие большие возможности для проведения полевых практик студентов и школьников, т.к. на этих территориях имеются многолетние стационары по наблюдению за различными природными процессами. При наличии опытных сотрудников – наставников, этот вид посещения территории может быть широко востребован.

Рекреация на ООПТ низкого ранга – это, в основном, самостоятельный отдых посетителей, т.к. в заказниках и памятниках природы нет специального штата. Для того, чтобы в этих ООПТ можно было создавать рекреационную инфраструктуру, необходимо на законодательном уровне решить вопрос о функциональном зонировании заказников и памятников природы, с выделением зон рекреационного использования.

Исходя из целевой эколого-стабилизационной задачи  СОПТ, рекреация на ООПТ не должна быть экстенсивной, охватывающей значительную долю территории ООПТ, а должна быть интенсивной, т.е., сосредоточенной на небольшой территории рекреационной зоны.

 

Стратегия развития природных парков и других ООПТ регионального значения

Основные положения и направления развития природных парков

Природные парки следует рассматривать как наиболее эффективную и перспективную категорию ООПТ регионального значения, т.к природные парки, как правило, имеют достаточную площадь для сохранения основных ценностей ООПТ, должны иметь достаточный штат сотрудников для выполнения природоохранных, рекреационных и эколого-просветительских задач, а также, имея возможность оказывать рекреационные услуги посетителям, могут получать достаточно большие доходы и становиться самоокупаемыми.

В границах природных парков могут быть земельные участки иных пользователей, которые могут организовывать коммерческую рекреационную деятельность по обслуживанию посетителей природных парков. Это направление деятельности на территориях природных парков следует рассматривать, как одно из перспективных. В то же время, исполнительная власть должна осознавать, что природные парки, как рекреационные объекты, создаются для массового отдыха, в том числе, и малоимущих граждан.

Как категория ООПТ республиканские природные парки характеризуются неразвитостью планирования, рекреационной инфраструктуры, недостаточного числа опытных кадров. В этой ситуации необходимо сформулировать основные задачи, стоящие перед природными парками. В числе первоочередных задач можно назвать следующие:

—  Определить цели и задачи природных парков, не сформулированные в последней редакции ФЗ-33 «Об особо охраняемых природных территориях» и добиться включения их в соответствующие статьи ФЗ и Закона РБ «Об ООПТ». В качестве наиболее приемлемого варианта предлагается следующая формулировка цели функционирования природных парков:  разработка и внедрение методов сохранения средообразующего потенциала экосистем и сохранение рекреационного потенциала территории в условиях интенсивной рекреации, в том числе, массовой.

— Учесть географические и социально-экономические особенности каждого природного парка в планировании их развития и организации деятельности;

— В качестве очередного шага в развитии рекреационной инфраструктуры природных парков предусмотреть разработку генеральных планов застройки рекреационных зон парков;

— Организовать резервирование земель под проектируемые природные парки («Крыкты», «Ирендык», «Агидель», «Юрюзань», «Инзер») и внести зарезервированные участки  в генеральные планы районов.

 

Основные направления развития государственных природных заказников

На территориях государственных природных заказников РБ накопился ряд проблем, требующих решения:

— На территориях заказников «Аскинский», «Дюртюлинский по охране лекарственных растений», «Елановский», «Усень – Ивановский» имеются объекты нефтедобычи, которые нарушают установленный режим охраны;

— Согласно положениям о государственных природных заказниках на их территориях ограничены только рубки главного пользования, но разрешены все виды рубок ухода, что противоречит задаче сохранения эколого-стабилизационного потенциала этих территорий;

— Территории  многих заказников посещаются большим количеством посетителей с целью отдыха, однако организовать обслуживание этих граждан на коммерческой основе не представляется возможным, т.к. в границах заказников не выделены рекреационные зоны.

Необходимы определенные организационные усилия Дирекции по ООПТ РБ для решения этих проблем.

 

Организация охраны памятников природы

Для организации эффективной охраны памятников природы  РБ необходимо предусмотреть решение следующих проблем:

— Согласно статьи 27 ФЗ-33 обязательства  по охране памятников природы возлагаются только на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы. Однако, в многих случаях перечисленные лица не заинтересованы в осуществлении охраны природных объектов. В то же время в районах расположения памятников природы имеются общественные организации, группы граждан или отдельные граждане, которые имеют желание и готовы осуществлять охрану памятников природы. Необходимо добиться внесения соответствующей поправки в статью 27 ФЗ-33, разрешающую общественным организациям и гражданам принимать обязательства по охране памятников природы.

— В том же ФЗ-33 предусмотреть персональную ответственность руководителей муниципалитетов за соблюдение режима памятников природы.

— Аналогично заказникам, на территориях памятников природы необходимо в законодательном порядке предусмотреть возможность выделения  рекреационных зон, т.к. на многих из этих территорий  рекреация фактически осуществляется, но не имеет законной основы.

Необходимые организационно — правовые решения и управление развитием системы ОПТ Республики Башкортостан

Специфика перечисленных задач по развитию СОПТ РБ такова, что усилиями одного ведомства решить их невозможно. Необходима координация усилий на межведомственном уровне,  в противном случае в современных условиях добиться означенных результатов будет невозможно.

Необходимо осознавать, что предлагаемая стратегия развития СОПТ направлена на удовлетворение интересов всего населения республики, а не на удовлетворение интересов отдельных групп людей  с высоким достатком, которые имеют возможности подчинить государственные интересы своим личным.

Для достижения именно общественно-значимого результата необходим ряд законодательных инициатив, как на федеральном, таки на региональном уровне.

В частности, необходимо:

  1. Внести в республиканский Закон «Об ООПТ в РБ» формулировки целей и задач природных парков.
  2. Внести в республиканский Закон «Об ООПТ в РБ» положение о входной плате за посещение территорий природных парков.
  3. Добиться внесение в ФЗ-33 «Об ООПТ» дополнения о возможности сдачи в аренду земель природными парками.
  4. Добиться внесения соответствующей поправки в статью 27 ФЗ-33, разрешающую общественным организациям и гражданам принимать обязательства по охране памятников природы.
  5. В ФЗ-33 предусмотреть персональную ответственность руководителей муниципалитетов за соблюдение режима памятников природы.
  6. Предусмотреть в республиканском Законе «Об ООПТ в РБ» возможность зонирование заказников и памятников природы.

 

Научно — информационное обеспечение развития СОПТ

Для выполнения всех перечисленных задач потребуется провести ряд научно-практических исследований, результаты которых необходимы для принятия обоснованных управленческих решений:

— Довести до уровня практического применения имеющиеся методические наработки по оценке эколого-стабилизационного потенциала охраняемых экосистем СОПТ;

— Адаптировать существующие и разработать недостающие методики  получения многомерных оценок и ранжирования значимости всех типов ООПТ и ОПТ, входящих в СОПТ;

— Разработать систему наполнения существующего в Минэколгии РБ ГИС – проекта СОПТ РБ кадастровой и мониторинговой информацией для обеспечения реальной поддержки принятия управленческих решений.

Кроме того, необходима организация постоянной и последовательной работы республиканских СМИ по пропаганде значимости СОПТ РБ для обеспечения благополучия населения республики, как в настоящее время так и в будущем.

 

Автор

Похожие записи

1 комментарий

  1. Камиль Зиганшин

    Уважаемый Александр Михайлович, предложения хорошие. Давайте для их реализации прорабатывать совместно с юристами Госсобрания РБ проекты законодательных инициатив. Без Вас сами они этого сделать не смогут. С уважением, Камиль Зиганшин.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *