«Снежный барс» с добрым сердцем и широкой душой

«Снежный барс» с добрым сердцем и широкой душой

Мастеру спорта международного класса по спортивному туризму Вячеславу Киселеву исполнилось 70 лет. Отделение Русского географического общества в Республике Башкортостан поздравляет юбиляра и желает здоровья, благополучия, активной деятельности, новых побед и открытий!

Кто хоть раз бывал на горных вершинах, видел облака, прижатые к спинам ледовых перевалов, орлов, парящим, где то там, внизу, ближе к оскалам безжизненных скал-«жандармов», стерегущим тишину и безмолвие их Величество горы. Вслушивался в канонаду снежных лавин и грохот не весть, откуда взявшихся ледопадов. Вглядываться в ночное черное небо, напичканное до тесноты звездами, до которых, кажется, можно рукой достать. Вот таким людям можно позавидовать – они воочию видели самобытную, не исковерканную бездушьем человека матушку природу!

Им трудно ответить тем людям, которые в лучшем случае, видели землю с высоты своих многоэтажек. На их вопрос:  чего вы там забыли, чего не хватает? Чего вам там надо, да еще рискуя жизнью, да за свои кровные деньги? Что им ответить? Как объяснить то, что можно постичь лишь поднявшись в поднебесье.

Красоту гор и чистейший воздух, которым не надышишься. Схватки горных козлов – теке на осклизлых моренных грядах и, горных яков, которым привольно живется на горных обширных альпийских пастбищах вдали от людской суеты. Как такое и многое другое передать тем, кто ни разу не был в горах, а видел землю лишь с высоты своих многоэтажек. Единственное, что можно им пожелать – идите в горы, любуйтесь их первозданной красотой. Лучше них могут быть только горы, на которых никто не бывал!

Человеком, который глядел на мир с ледяных вершин и перевалов Памира и Памиро-Алая, кто подставлял плечо товарищу на самых опасных участках маршрута, является наш «Снежный барс» Вячеслав Александрович Киселев.

О его спортивных достижениях знают многие. Как ни как, он единственный в республике имеющий звание Заслуженный мастер спорта России по туризму, мастер спорта СССР, заслуженный путешественник России, многократный чемпион СССР по горному туризму и т.д, и т.п. Это славно, но мне хочется поведать о том, о чем мало, а порою, и совершенно ничего не знают его товарищи, с которыми он, как говорят в народе, «съел не один пуд соли». Туризм многолик. Его нельзя уложить только в одно спортивное «прокрустово ложе». И этот постулат подтверждает наш юбиляр.

Мы только что отметили 70 годовщину Великой победы над фашистской Германией. Отголоски ее, как незаживающие раны наших отцов и дедов, порою, встречаются там, где не ступала нога человека. Подтверждение тому поход высшей категории в горы Памиро-Алая и заметки его руководителя Вячеслава Киселева. Он пищет.

«В газете «Деловой вторник» за 20 ноября 2001 года в заметке «В ле-довом саркофаге» говорится об авиакатастрофе, произошедшей 60 лет назад в горах Северного Таджикистана. Возможно газета и права, что там альпинисты не ходят, а вот у туристов эта долина довольно популярна и совсем не гиблые места там, чудесный уголок Памиро-Алая, одна из наиболее по¬сещаемых долин горного узла Такали. Местные жители называют ее Табаспин, точно так же она прописана на топокарте. В Сборнике географических, топографических и статистических материалов по Азии, выпуск 36, 1888 г., стр.26 приводится название одного из перевалов с Ягноба на Матчу — «Агба-тавастфин» (ны¬не Голируд Центр.). В туристской же литературе эта долина получила прописку как Тавастин и оно перешло на близлежащие ледники и перевалы, причем саму речку туристы называют Тавастин Северный.

Тавастин С. — левый приток Зеравшана, берет начало с северных склонов Зеравшанского хребта тремя истоками, на обратной, юж¬ной стороне хребта ему соответствуют верховья двух правых притоков Ягноба — р.р.Голируд и Тавастин Южный.

Авиакатастрофа произошла в западном истоке р.Тавастин С., об¬ломки самолета находятся на леднике Тавастин Западный. Отсюда до Душанбе по прямой около 200 км и 25 км до ближайшего насе-ленного пункта — небольшого кишлачка Тавастин (в 1989 году насчитывалось 13 дворов), который расположен на левобережной террасе Зеравшана в 0.5 км ниже устья р.Тавастин С., несколько ниже по течению Зеравшана находится кишлак Хайрабат, тоже не шибко большой. Административно место катастрофы находится в Ленинобадской (видимо сейчас, судя по публикации в газете, Согдийской) области Таждикистана, Айнинском (а с начала 1990 годов Матчинском) районе, Лангарском кишлачном совете.

Еще при советской власти в 1989 году местный  колхоз начинал прокладывать по долине Тавастин С.  грунтовую дорогу, но вряд ли успел завершить ее. В центральном истоке Тавастина С. расположен относительно простой перевал Голируд Центр, который связывает Зеравшан с Ягнобом, через него идет тропа, и местные жители издавна ей пользуются. Ходят через перевал и иностран¬цы. Сам встречал там, в 1989 году, немцев (ГДРовцев) и эстонцев. А за неделю до них, как сказал местный начальник, проходили швейцарцы.

18 сентября 1987 года группа туристов турклуба имени Н.Гастелло города Уфы, в составе которой мне довелось участвовавать, завершая первопрохождение перевала «Уфимских моторостроителей», в среднем течении ледника Тавастин З. обнаружила разбросанные на значительном пространстве обломки самолета довоенной постройки. Растащенные ледником, фрагменты самолета встречаются на протяжении 0.5-1 км вдоль течения, часть из них они засыпана моренным материалом или затянута льдом. Кабину пилотов мы не видели, не попадались и фрагменты фюзеляжа с бортовым или производственным номером. Мы зафиксировали некоторые наиболее крупные агрегаты:

— два V-образных мотора, у одного из них удалось разоб¬рать номер — N 023-2048;- стойка шасси — N 900 4300 350011/39,штамп ОТК завода 100; баллон шасси ЯШ 41.03.722 Ярославского резинового ком-бината.  Карбюратор К-100-А, N 33; два винта (пропеллера) — N 97745 N 51140 ок 96116, магнето N 05443. Еще привлекли наше внимание какое-то электронное устройство и кожаная перчатка. Обрывки пулеметной ленты. Все говорило о том, что самолет военного назначения. По сделанным нами фотоснимкам и переписанным NN агрегатов специалистами Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) была установлена марка моторов. Элементы их конструкций (гильзы цилиндров, крепление блоков цилиндров, труба валика вертикальной передачи, крепление половин картера и т.д.) свидетельствовали о том, что они относятся к семейству М-100. Карбюраторы же марки К-100-А устанавливались на моторах М-103 этого семейства. Такой вывод был сделан опытным специалистом в области эксплуатации и полевого ремонта авиационных моторов, почетным моторостроителем Ревой Николаем Георгиевичем. М-103 и его модификация М-103А выпускались в городе Рыбинске предприятием, правопреемником которого как раз и является УМПО, ныне ОАО «УМПО». Они устанавливались на 8 типах и модифи¬кациях самолетов, в том числе 6 серийных. Эти моторы на Ли-2 не ставились, скорее всего, разбившийся самолет относится к семейству двухмоторных скоростных бомбардировщиков СБ-2 конструкции А.Н.Туполева (СБ-2бис, учебно-тренировочный СБ-3) или к их пассажирским вариантам — транспортному, почтовому ПС-41 и транспортному ПС-41бис). Экипаж этих самолетов состоял из 3-х человек.

В 1988 году завклубом Лангарского кишлачного совета Раджабов Ходибой Б. сообщил нам, что авиакатастрофа произошла 12 декабря 1941 года, самолет перевозил почту. Обломки самолета были обнаружены пастухами значительно позже. Были найдены и останки одного их членов экипажа — летчика Туркестанского военного округа Шаповалова Ивана Петровича.

В 1989 году наша группа из долины Тавастина С.совершила пер-вопрохождение в долину Тавастина Ю. через перевал, который назвали «Летчика Шаповалова И.П.».

Это один из самых сложных перевалов Памиро-Алая. На скалах перевальной седловины, на крючьях закреплена мемориальная табличка и несколько фрагментов разбившегося самолета. Такая же табличка установлена в долине Тавастина С. на огромной каменной глыбе у слияния западного и центрального истоков.

Место катастрофы хорошо известно местным пастухам, они иногда туда прогуливаются за «железяками». Туристы по незнанию сюда не заглядывают, хотя от основной тропы, ведущий в центральный исток, до остатков самолета всего около 0.5 км. Но по крайней мере 5 туристских групп ( 3 уфимские, 1 челябинская и 1 из Кривого Рога) там побывали.»

Вячеслав Киселев всегда готов прийти на помощь. Неважно, касается это страховки товарища, идущего с ним в одной альпинисткой связке, или в случае простого обращения к нему за помощью.

Шел неспокойный 1999 год. Ко мне за советом и помощью обратился мой друг, в дом которого пришла беда: на Кавказе, в Абхазии у него среди бела дня украли 13 летнего сына, спрятали в багажник автомобиля и увезли куда-то в горы. Вскоре они потребовали от него огромный выкуп. Друг обратился ко мне с просьбой достать карту Абхазии района Кавказа. Я не раз был на Кавказе, но одно ходить там и любоваться природой, а другое – попробовать определить неизвестный район, в котором возможно бандиты прячут его сына. В отчаяние отец обратился в экстрасенсам с просьбой постараться определить место возможного заточения сына. Те ответили, что нужна подробная карта той местности. Мелкомасштабная карта Кавказа у меня была, но нужна была более подробная – крупномасштабная с дорогами, перевалами и возможными населенными пунктами  приютившимися высоко в горах. Я обратился к Славе, зная, что среди нашей туристской братии наверняка такую карту мы найдем.

— Зайди к Сергею Айсину, у него такая карта наверняка осталась, посоветовал он мне.

— Проблем нет. Его дочь учится у меня и живет он рядом с моей школой. Действительно, Сергей помог мне с этой картой.

Как ни удивительно, но экстрасенс почти точно указал местонахождение мальчика. Это выяснилось через год, когда он оказался на воле, дома и рассказал нам все подробности его жизни в неволе.

В течение долгих 40 лет я составлял Толковый словарь туриста Башкортостана. Естественно, за помощью я часто обращался к своим друзьям-туристам. В словаре, в настоящее время изданным издательством Китап, помещены не только толкования каждого слова используемого в различных видах  туризма, но и помещены сведения об истории развития туризма в Башкирии, достижения наших туристских клубов, результатах ведущих туристов, показанных ими на соревнованиях различного ранга. Большую помощь в этой работе оказал мне Слава Киселев. Он поистине является бескорыстным хранителем многих фактов, касающихся, как истории развития спортивного туризма в республике, так и пропагандистом этого наиболее распространенного вида спорта и отдыха. Благодаря его помощи этот словарь приобрел большую значимость, нежели я мог от него ожидать. Практически он превратился в туристскую энциклопедию, созданную с помощью моих друзей. Книгу, в которой можно найти фамилии многих ведущих башкирских туристов и их достижений. Именно эти скрупулезно собранные Славой данные, основанные на документах и фактах дают реальную возможность использовать их для пропаганды туризма, которому Вячеслав посвятил многие годы.

Он, являясь, долгие годы Президентом Туристского спортивного союза РБ и председателем республиканской маршрутно-квалификационной комиссии, всегда находил возможность рассказать о наиболее интересных маршрутах, людях и фактах, позволяющих расширить представление возможностей башкирских туристов.

На страницах газет и в интернете он регулярно дает  сообщения, связанные с туризмом и интересными людьми.

Рассказывает о тех туристах, которые первыми из Башкирии поднялись на ряд вершин в Альпах. Прошли водными маршрутами в ряде зарубежных стран. Покорили семитысячники далеких от нас Гималаев, встречались с ламами на Тибете. И, наконец, в составе единомышленников-туристов совершили кругосветное туристское путешествие. И таким туристом оказался Председатель башкирского отделения Русского географического общества, уфимец, Зиганшин Камиль Фарухшинович.

Он в период  с 25 февраля по 17 марта 2008 года в составе группы российских путешественников (6 человек) под руководством Рундквиста Николая Антоновича из Екатеринбурга участвовал в экспедиции по Аргентине (Южная Америка). Маршрут их пешеходной экспедиции проходил по пампасам Патагонии, леднику Калафате (южная оконечность Анд). Они переправлялись через Магеланов пролив на архипелаг Огненная Земля, шли  по ледникам Перито Морено и Виедма,

Вячеслав Александрович Киселев внес огромный вклад в развитие не только туризма в нашей республике, но в России. Вот что написал об этом в своем письме в адрес В.А.Киселева Президентом туристско–спортивного союза России Сергей Панов, по случаю юбилея — 50-тилетия туризма в Башкирии.

«В настоящее время  Башкортостан, благодаря  стараниям  туристского актива многих поколений стал одним из ведущих регионов России по спортивному туризму.

В республике активно развивается  — водный , пешеходный, горный, лыжный, спелео, велосипедный , конный и другие виды туризма.

Башкирские  спортсмены туристы пользуются заслуженным авторитетом в России благодаря  высокой квалификации,   спортивным достижениям — победам на Чемпионатах России и многочисленным первопрохождениям и открытиям на спортивных туристских маршрутах.

В республике проводится большая организационная работа по созданию новых секций и клубов, подготовке кадров, повышению безопасности, проводятся Всероссийские соревнования-Чемпионаты, Кубки  и Первенства России и Чемпионаты Федеральных округов по спортивному туризму, совершаются  сотни туристских маршрутов. Но главное достижение заключается в том, что сохранены спортивные и духовные традиции  поколений занимающихся спортивным туризмом.

Дорогой Вячеслав Александрович! С днем рождения тебя!

Лет до ста расти ты без старости! Как и прежде делись своей мудростью!

Вадим Марушин. Твой друг, Действительный член Русского географического общества, мастер спорта СССР по туризму, заслуженный путешественник России.

Автор

Действительный член Русского географического общества, журналист, литературный редактор "Общественной электронной газеты".

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *