
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛЕТА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
11 июля 2016 г. Белорецкий район Республики Башкортостан
Заслушав и обсудив выступления учителей географии и специалистов, участники слета рекомендуют:
- Для преподавателей географии должна быть обеспечена возможность профессионального роста в форме научной и прикладной работы, дополнительного профессионального образования, включая стажировку в организациях – лидерах фундаментальных и прикладных исследований в области географии и географического образования;
1.2 Формирование банка инновационных программ, дистанционных курсов дополнительного образования, проектов, методических разработок на основе информационных технологий для оказания методической поддержки учителям географии в инновационной деятельности;
1.3 Развитие форм сетевой общественной профессиональной экспертизы (открытого обсуждения учебно-методического комплекса, методических разработок и программ повышения квалификации учителей географии с последующей экспертизой полученных результатов профессиональным сообществом);
1.4 Проведение съездов, конференций, организацию дискуссионных площадок в сети Интернет для обсуждения актуальных тем и возможностей развития географической науки и географического образования.
- С целью поддержки успешных преподавателей должны проводиться конкурсы лучших учителей географии, выдаваться стипендии молодым ученым и специалистам, оказываться грантовая поддержка исследований в сфере географической науки и образования.
- Важной является поддержка создания в России научно- образовательных центров мирового уровня, приглашающих ученых для проведения исследовательской работы и участия в разработке образовательных программ.
- С целью оказания поддержки молодым ученым и специалистам должна быть предусмотрена реализация научно-образовательных проектов международного уровня – школ, лекториев, плавучих университетов, сборов, съездов и других мероприятий, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для развития современной географии как науки демонстрацией современных достижений.
- Для популяризации географии, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям географической науки целесообразно:
5.1 Организация комплексных медиа-кампаний, посвященных юбилейным датам отечественной и мировой географии;
5.2 Организация массовых просветительских мероприятий, таких как географические фестивали, фотовыставки и кинопоказы, научно- популярные лектории;
5.3 Производство художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;
5.4 Выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;
5.5 Проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах; организация школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейк-рингов и дискуссионных клубов;
5.6 Поддержка существующих и создание новых молодежных общественных объединений и клубов;
5.7 Развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.
5.8 Включение географии как обязательного учебного предмета во всех профилях в объеме 2 часов в неделю в каждом классе (с 6 по 11-й класс) на базовым уровне и не менее 3 часов в неделю в каждом классе (10-11 класс) на углубленном уровне; введение курса «География родного края» для 8–9-х классов по 1 часу в неделю для изучения регионального, национального и этнокультурного составляющего содержания предмета география;
- Введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-го класса для своевременного выявления существующих пробелов в знаниях;
- Оставить в качестве предмета по выбору ЕГЭ по географии, в связи с высокой значимостью данного предмета, наряду с русским языком, литературой и историей России, для формирования общенациональной идентичности и патриотического воспитания молодежи;
7.1 Усиление практической направленности в преподавании предмета, которая должна выражаться в определении перечня обязательных практических работ в каждом классе и организации проектно- исследовательской деятельности на основе географического содержания в основной школе;
7.2 Введение географии в качестве обязательного вступительного испытания при приеме на обучение по ряду специальностей/направлений подготовки в вузах: «Экономика» (38.03.01), «Туризм» (43.03.02), «Международные отношения» (41.03.05) и другие;
7.3 Включение задач по пропаганде географических знаний в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
7.4 Обеспечение координации работы общественных и благотворительных организаций в области географического образования и просвещения на базе Русского географического общества.
- Разработать обязательный единый минимум понятий, терминов и географической номенклатуры по каждому курсу изучения географии (в настоящее время используется учебники разных авторов);
8.1 Усиление практической направленности в преподавании предмета, которая должна выражаться в определении перечня обязательных практических работ в каждом классе, также содействовать организации полевых практик, экскурсий для учителей географии;
8.2 Разработать необходимый минимальный перечень приборов, раздаточного материала для преподавания географии и обеспечить им кабинет географии;
8.3 При наличии перечня обязательных практических работ производить оплату за проверку контурных карт и рабочих тетрадей.
- Одобрить методы оценки региональных требований квалификации учителей географии, разработанные Институтом развития образования Республики Башкортостан с дополнениями, высказанными участниками слета:
9.1 Учителям географии желательно иметь персональный сайт, где необходимо разместить собственные разработки уроков, методические разработки, видеозаписи открытых уроков и мастер-классов и др. Видеозаписи открытых уроков и мастер-класс разместить на официальном сайте Института развития образования РБ. (irorb.ru. Электронная почта для отправки записей уроков и мастер-класс egd-biro@yandex.ru).
9.2 Поддержать идею о проведении слета учителей географии РБ ежегодно с проведением в разных районах РБ;
9.3 Организовать для учителей географии полевые практики с выездом в соседние регионы. Создать информационный центр в «Сетевых сообществах педагогов РБ.
(http://www.irorb.ru) для обсуждения данного вопроса.
- Одобрить основные положения программы патриотического воспитания школьников в рамках деятельности учителей географии в школах республики:
10.1 Развивать молодежный туризм как средство патриотического воспитания;
10.2 Осуществлять патриотическое воспитание в процессе обучения географии через краеведение;
10.3 Поднять вопрос по созданию нового учебника «География Башкортостана»;
10.4 Внедрять новые технологии и методики по изучению родного края;
10.5 Активизировать работу по изучению топонимики своего края;
10.6 Изыскать возможности создания фильмов по территориям РБ;
10.7 Активно участвовать в патриотическом воспитании через интернет площадку в рамках географии по акциям «Память народа», «Герои войны» и т.д. с привязкой к географическим названиям;
10.8 Обновить карты России с включением территории Крыма .
10.9 В рамках Всероссийского географического диктанта организовать республиканский географический диктант.
- Предложенные участниками слета направления и основные проектные предложения по развитию рекреационно-туристской, природоохранной и исследовательской деятельности в муниципальных районах Республики Башкортостан, принять в целом:
11.1 Вовлекать детей и подростков в туристско-краеведческие мероприятия;
11.2 Увеличить количества кружков, объединений туристской и краеведческой направленности в образовательных организациях в Республике Башкортостан;
11.3 Удовлетворить социальные запросы ребенка, родителей, общества в получении образовательных услуг в сфере детского туризма;
11.4 Разработать новые туристские и экскурсионные маршруты для учащихся;
11.5 Принять муниципальные программы развития детского туризма;
11.6 Рекомендовать изыскать возможность для выделения из местных бюджетов средств на организацию экскурсионных поездок, туристских походов, туристских лагерей и слетов для учащихся;
11.7 Разрешать пользоваться школьным транспортом для экскурсионно-туристических поездок школьников;
11.8 Сохранить сети организаций дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, открыть новые центры и станции детского туризма в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан;
11.9 Укрепить материально-техническую базу существующих организаций дополнительного образования туристско-краеведческого профиля (строительство скалодромов и веревочных полигонов, приобретать автобусы, туристское снаряжение, спортивный инвентарь, методическую и научную литературу, создать и тиражировать картографические материалы для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по туризму);
11.10 Совершенствовать систему подготовки и повышение квалификации кадров в сфере детского туризма на базе организаций высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
11.11 Реализовать меры по развитию детского туризма, в том числе туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с девиантным поведением;
11.12 Освоить формы частно-государственного партнерства в сфере детского туризма;
11.13 Создать реестр государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и других организаций, работающих в сфере детского туризма в Республике Башкортостан;
11.14 Увеличить количество музейных экспозиций в образовательных организациях, паспортизированных школьных музеев;
11.15 Внедрить новые педагогические технологии, эффективные методики, экспериментальные площадки на базе организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля;
11.16 Стимулировать педагогов, осуществляющих деятельность в сфере детского туризма.
- Рекомендовать к внедрению в работе учителей географии Республики Башкортостан методы ГИС и дистанционного зондирования Земли, предложенные отделением Русского географического общества в Республике Башкортостан.