Маршрутом чистой воды

Маршрутом чистой воды

Автор: Анвар Терегулов.

Считается, что эпоха больших географических открытий осталась в прошлом. Но даже если это и так, то повода переживать об этом всё равно нет, ведь каждое новое поколение может испытывать точно такую же радость от своих собственных открытий. Пусть небольших, личных, но от этого не менее познавательных и интересных. Можно начать даже со своей улицы, околицы, города, региона. И будьте уверены, найдётся немало поводов для удивления, восхищения и неподдельной гордости.

С нынешнего года Башкирское отделение Русского Географического общества  пытается найти, нащупать те места силы притяжения, которые веками привлекали и привлекают в нашу республику людей со всей нашей необъятной Родины и из отечеств зарубежных. Это, конечно, и наши традиционные бренды — мёд, кумыс, лечебницы, сплавы, горные вершины… Всё упомянутое давно известно, но помимо этого обнаруживаются новые пласты, или как теперь говорят, кластеры, которые могут помочь повернуть туристические потоки в нашу благодатную республику. Исторические, религиозные, национальные особенности, памятники, археологические находки, святые родники, места, связанные с деятелями нашей литературы, культуры. Кто-то скажет, мол, всё это не мирового масштаба, региональный уровень, и будет неправ. Всё зависит от того, как подать, как преподнести, показать, и тогда история одной деревни, одного ремесла способно прославить на весь мир. А умельцы, которые из простых коряг, камней, подножного материала умеют сотворить музеи, у нас есть. Или вот один неравнодушный человек, бывший работник гражданской авиации, сейчас активист РГО Рифгат Карамович Денисламов собирается  восстановить  и довести до летного состояния легендарный самолет- штурмовик ИЛ-2 с бортовым номером 24, на котором громил врага в годы ВОВ  дважды Герой Советского Союза Муса Гайсинович Гареев. Но то один человек. А если целая команда единомышленников.

В последнюю пятницу августа десант Башкирского отделения РГО под началом его руководителя, известного писателя, путешественника, общественного деятеля Камиля Зиганшина  совместно с учителями географии,  истории, журналистами, научными работниками,  — отправился в путешествие, в ближайший к нам Чишминский район, чтобы на месте определить перспективы будущих маршрутов. Начали, как принято, с недавних к нам событий — времени Великой Отечественной войны. Участникам и павшим в той войне в райцентре Чишмы воздвигнут прекрасный мемориальный комплекс. Мы возложили цветы на памятную плиту в честь воинов, павших в боях в годы ВОВ, мусульмане воздали дуа (молитву). Здесь же установлен бюст Герою Советского Союза, уроженцу района Абдулле Губайдулловичу Гизатуллину.

IMG_9082

Гармоничным продолжением темы войны стало посещение Историко-краеведческого районного музея. Здесь мы увидели  стенды, посвящённые землякам-фронтовикам, фрагмент боя в виде диарамы, образцы вооружения тех лет, списки отмеченных наградами, описание некоторых боёв с участием чишминцев. Экспонаты военных лет соседствовали со стендом художественных работ внуков и правнуков тех бойцов. В соседнем зале для ребят средних классов проходил своеобразный урок мужества с показом на экране фотографий героев.   Был в районе и свой знаменитый краевед, историк, директор школ Шариф Абдулхаирович Терегулов (1918 — 2001), написавший несколько книг по истории района,  которые можно увидеть здесь. Это  это книги  — «Чишмы — мой край родной», о деревнях Уразбахтино, Салихово. В последние годы был издан  красочный альбом » Чишмы — край светлых родников», куда вошли и изыскания краеведа. Эту книгу, а также альбом, посвящённый жизни и творчеству знаменитой чишминки, народной артистки Татарстана и Башкортостана, заслуженной — России, любимой нашей  певицы  Фариды Кудашевой, преподнесли в дар Башкирскому отделению РГО.

IMG_9096

Поблагодарив нашего экскурсовода, научного сотрудника музея Эльвиру Мустазяпову за подробный рассказ, мы зашли в Центральную библиотеку района. Каково же было удивление, когда мы увидели в читальном зале  очередь из ребят, сдающих и получающих книги. К сожалению, подобная картина для Уфы, большая редкость. Формуляры двух первых взятых наугад книг имели немало отметок. А говорят, никто уже ничего не читает?  Берут-берут люди книги — и стар, и млад, и прочий народ. И это несмотря на повальное нытьё и истерию по поводу конца книжной эпохи.

В Детской школе искусств из 480 обучающихся детей есть уже свои звёздочки — два лауреата прошедшего весной детского музыкального конкурса под управлением Владимира Спивакова. Здесь тоже видно рукодельное мастерство юных жителей района — картины, войлочные поделки, предметы быта.

После перестроечного периода, важнейшим итогом которого  стало возвращение людям религии, в районе продолжается возрождение вековых традиций, восстанавливаются разрушенные и поруганные за годы советской власти храмы и мечети. Православная община нового времени ведёт в Чишмах отсчёт с 1997 года, новый Успенский храм был построен в 2007 — 2009 годах. В церкви на момент нашего визита проходил обряд отпевания, поэтому с батюшкой поговорить не удалось. А с настоятелем мечети беседа состоялась обстоятельная. В ноябре 2014 года была воздвигнута, кстати, недалеко от храма, мечеть имени ученика шейха Ахмада Ясави — хаджи Хусейн бека. Построенная в азиатском стиле, с двумя минаретами, она символизирует братство тюркских народов, участвовавших в её строительстве и проживающих ныне на территории района. Узнав о цели визита «географов», имам-хатыб мечети Зуфар хазрат Субганкулов попросил при составлении туристической дорожной карты не пройти мимо новых величественных культовых сооружений — церкви и мечети. Об этом же, кстати, просили потом и в деревне Калмашево, что в десяти километрах от райцентра. Там в 2012 году взялся за возведение мечети бывший профессиональный строитель, ныне, советник Муфтия,  член правления Совета ветеранов Кировского района г. Уфы, но в душе по-прежнему житель родного Калмашево Разиль хаджи Ибрагимов. Когда-то, до революции, в деревне стояло четыре мечети (и все были действующие, заполненные людьми и в будни, и в праздники), потом их постигла участь тысяч других храмов страны, не осталось ни одной. А в начале 90-х, когда вновь началось восстановление, появилась другая проблема — народ надо было раскачать, вновь привести к вере, люди привыкли жить в безбожии. Но бывший строитель оказался талантливым, от Бога, организатором, напряг свои связи, привлёк строительные организации, заводы, да и сам народ на поверку оказался щедр на пожертвования. Так, общими усилиями в 2015 году открылась небольшая, но уютная сельская мечеть «Ан-Нур». Надеемся, что просьбы священнослужителей обеих конфессий не останутся втуне.

IMG_9113

IMG_9116

Это всё дела сегодняшние, а когда-то здесь кипели совсем другие страсти, чишминские земли были в гуще исторических событий той поры. В районе находятся два памятника примерно одного периода, Х1V — ХV веков, эпохи расцвета Золотой Орды. Один из них — мавзолей Турахана, малоизвестного пока широким кругам средневекового деятеля. Потомок Чингиз хана, он считается одним из первых на нашей территории военачальников благородных кровей — мурз. Золотоордынский наместник, похоже, планировал надолго остаться на этом месте, строил дома, дворец, мечеть, был у него свой дом правосудия (на месте мавзолея), поставил отдельный дом для своей жены Сахибджамал. Вокруг были, видимо, и какие-то другие подворные постройки, как для себя, так и для челяди, воинов, одним словом, планировался серьёзный город. Но помешали внешние обстоятельства (какие, остаётся только домысливать — набеги степняков, междоусобица, болезни?), в результате чего сегодня остался только исторический памятник под названием «Мавзолей Турахана», стоящий на вершине кургана. А вот довольно обширная холмистая местность вокруг наводит на мысль, что в толще земли могут скрываться остатки всех тех построек, поселений, а также ещё какие-то артефакты того времени. Возможно, сложись для мурзы обстоятельства более благоприятные, здесь мог бы раскинуться город, дошедший до наших дней, а то и небольшое ханство Тураханское.

IMG_9129

О жизни Хусейн бека известно больше, есть немало публикаций с 1911 года, когда при российском муфтии Мухаммедьяре Султанове на средства мусульман началась реконструкция места захоронения — кашанэ (в переводе с иранского — дом мёртвых, мавзолей). Он является одним из первых проповедников ислама в этих краях. Долгие годы фрагменты его черепа и костей хранились в научных учреждениях Москвы, но вот в июне 2016 года, в месяц Рамадан, при большом количестве верующих с разных уголков страны, с благословения председателя ЦДУМ, Верховного муфтия Талгата Таджуддина прошло перезахоронение останков праведника. В мавзолей привезены из Средней Азии и выставлены для обозрения два больших фрагмента надгробия, рядом с могилой установлен другой древний камень с арабской вязью. Правда, сделано это было, видимо, наспех, потому что огромная махина оказалась установленной с ног на голову. Уже почти два десятилетия каждый год в середине июня в Чишмах, при участии Верховного муфтия проводится традиционное чтение Корана в память о Хусейн беке. Думается, эта традиция будет продолжена, ведь в это время сотни людей приезжают с единственной целью посетить могилу святого человека, а также воздать молитву Всевышнему за него и шестерых покоящихся здесь же военачальников уже другого великого полководца -Тамерлана, знаменитого Аксак-Тимура.  Вокруг мавзолея разрослось и современное кладбище (хоть и закрытое, но действующее), куда приходят родственники умерших, поэтому и вопрос с камнем, и с дальнейшим благоустройством мавзолея нужно продолжать решать.

IMG_9148

IMG_9155 IMG_9172

IMG_9160

Посетили мы и  деревню Кучумово, где на знаменитой кумысоферме супругов Юсуповых не только посмотрели на процесс дойки кобылиц, но и смогли отведать замечательного, вкусного кумыса. Говорят, несмотря на увеличивающиеся масштабы производства, дальше своего района кумыс не уходит,  он весь разбирается с колёс.

IMG_9147

Да, много интересных мест в районе,  не все мы смогли охватить за один приезд. В дороге члены гео-десанта, под впечатлением от увиденного, долго думали, какой же девиз может сопутствовать вероятному туристическому маршруту. Ответ оказался на поверхности, простым, как вытекающий из-под земли холодный, прозрачный, сводящий зубы родник. Конечно же, его следует назвать «В краю родников», ведь и книгу в музее нам подарили почти с таким же названием. К принятию этого бренда подтолкнуло не только название района (чишма, родник), но и настоящий родник Аулия (Святой), к которому мы спустились с дороги с чистыми помыслами. Говорят, здесь бывает целое столпотворение, особенно в пятничные и праздничные дни, приезжают из Уфы, соседних районов. Вода такая чистая, холодная и вкусная, что всех на время просто заворожило это место. Никто, сколько не пили, не мог вдосталь ею насладиться, никто не хотел уезжать…

IMG_9174

IMG_9181

Местные названия этого источника — родник Сюмэкэй, или Суярбика. Видимо, связано с именем девушки или каким-то событием. Науки сейчас работают на стыке, поэтому подсказку на эту тему можно было бы услышать и от историков, и краеведов, фольклористов. Родник, конечно, стоит ещё дооборудовать, укрепить, но сделать это нужно не кондово, грубо, как у нас зачастую делают и укрепляют в погоне за сроками и деньгами, а как-нибудь красиво и изящно, отталкиваясь от легенды, вдохновляясь чистотой и беззащитностью этого дара.  Место это однажды уже уважили, выделили деньги, на которые поставили заборчик, но он недолго простоял, два пролёта дикари-вандалы оторвали и унесли. «Чтоб у них руки отсохли», вырвалось у одной гостьи родника после этого рассказа председателя Караякуповского сельсовета Рафиса Карагулова, что на фоне источника прозвучало и сильно, и забавно одновременно. Главное, чтобы от рук вандалов не исчез сам родник Аулия.

И ещё одна визитная карточка района. Она ждала нас в знаменитой деревне Кляшево — это школа имени Мустая Карима, которое она носит с 2006 года. Из деревни, где по нынешним понятиям почти ничего тогда не было — ни радио, ни ТВ, ни компьютеров, ни мобильников, ни газа, да что там, даже света — вышло четыре знаменитых на всю Россию человека. Они оставили такой заметный след в истории всей нашей республики, народа, что их наследства хватит ещё на несколько поколений чишминцев, башкортостанцев, россиян. Это основатель одного из лучших медресе своего времени, просветитель, учёный, педагог Зия Камали, Народные поэты Сайфи Кудаш и Мустай Карим, Народная певица Фарида Кудашева.

IMG_9191

Край чистых родников богат на таланты!

Автор

Похожие записи

2 комментария

  1. Римма

    У родника есть неколько легенд.
    Раньше, во время молодости наших бабушек, в семье муллы с. Кара-Якупово росла дочь по имени Хеярбика, которую в семье все лелеяли и любили. Она с раннего детства была очень начитана, Коран знала наизусть. Жители села очень любили ее. Но ей была суждена ранняя смерть. Родители похоронили ее на горе между селом Кара-Якупово и деревней Новоабдуллино. По рассказам предков, вокруг могилы Хеярбики росли кусты черёмухи, и каждую весну могила утопала в белых цветах. После похорон девочки на этом месте забил родник. Люди посчитали это божественным знаком и дали ему название Аулия шишмасе. «Со слов Зубаржат Гафаровой, проживающей в деревне Кара-Якупово».
    По другой легенде, давным-давно по деревне прошел караван, который шел из Узбекистана. У одного из путешественников умерли дети близнецы, и они якобы захоронены именно на этом месте.

    Ответить
  2. Римма

    Очень интересным объектом является единственная сохранившаяся в республике деревянная мельница Бушмарина, родник Баллы в с.Уразбахты, огромный ттополь у деревни Сабурово и многие другие.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!