Школьные музеи Республики Башкортостан

Школьные музеи Республики Башкортостан

В настоящее время школьные музеи действуют на основании «Примерного положения о музее образовательного учреждения (школьном музее)» (письмо Министерства образования и науки России № 28-52-181/16 от 12.03.2003 года), руководствуются в работе Методическими рекомендациями по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11). Нормативно-правовая база школьных музеев Российской Федерации не закреплена законодательно.

В Республике Башкортостан на сегодняшний день 777 паспортизированных школьных музеев, это 10% всех школьных музеев России. Большое количество музеев создано и работают в городе Уфе — 49, в городе Салават – 30, в Туймазинском районе – 28, в Федоровском районе– 24.

Сеть музеев образовательных учреждений составляют:исторические – 73%, краеведческие– 21%,военно-исторические – 2,5%, литературные–2%,естественнонаучные–1%.

Курирует работу музеев Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республиканский  детский  оздоровительно-образовательный  центр  туризма, краеведения и экскурсий.

Музей для образовательного учреждения является центром пропаганды патриотического, гражданского, нравственного и культурного воспитания, это широкое поле творчества педагогов и учащихся. Под школьным музеем понимается не просто музейная экспозиция или выставка в коридоре, это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.

В современных условиях изменяются и совершенствуются формы работы с учащимися: объединения, клубы, научные общества, поисковые группы, выезжающие на места, где проходили боевее сражения в годы Великой Отечественной войны.

В музее учащиеся могут совершить путешествие в далекое прошлое, увидеть день сегодняшний, сопоставить, сравнить события  времен и поколений.

 

Министерством образования Республики Башкортостан проведен анализ состояния школьных музеев, согласно которому:

– в штатном расписании образовательных организаций ставка руководителя школьного музея не предусмотрена, соответственно оплата работы осуществляется по усмотрению администрации образовательной организаций. В 80% школьных музеев работа руководителя музея не оплачивается, в 20% музеев  размер заработной платы колеблется от 1500 до 5000 руб./мес. В основном руководителями музеев являются преподаватели истории, русского языка и литературы, из них 70% – работающие педагоги, 30% – привлеченные пенсионеры. Заработная плата руководителей музеев формируется за счет стимулирующих выплат и почасовой оплаты;

– площадь залов школьных музеев в среднем составляет от 16 до 65 кв. м.;

— основной фонд музейных экспозиций составляет 415986 предметов, научно-вспомогательный – 35939 предметов;

— музеи образовательных организаций принимают до 250000 посетителей, проводят по 26000 экскурсий в год, мероприятий, приуроченных к праздничным датам.

С целью развития и поддержки  исследовательской краеведческой деятельности  Республиканский центр туризма проводит ежегодные республиканские смотры-конкурсы школьных музеев, семинары руководителей школьных музеев, в рамках которых совместно  с  Институтом  развития  образования   Республики Башкортостан руководители музеев проходят курсы повышения квалификации.

На базе Общественного совета школьных музеев Республики Башкортостан 1 декабря 23015 г. создана Ассоциация музеев образовательных организаций Республики Башкортостан.

Работа Ассоциации направлена  на информационную, методическую поддержку школьных музеев, на решение проблем, возникающих в работе руководителя музея.

В  настоящее время проводится очередная перепаспортизация школьных музеев Республики Башкортостан (один раз в 5 лет), по результатам которой будет издан справочник «Школьные музеи Республики Башкортостан», методические рекомендации «В помощь руководителю школьного музея», создана электронная база музеев.

Несмотря на успехи, существует ряд проблем, как:

  • «принудительная» передача экспонатов школьных музеев в районные краеведческие музеи (например, школьный музей СОШ с. Сафарово муниципального района Чишминский район);
  • слабая материально-техническая база школьных музеев, во многих музеях не хватает стеллажей, витрин для оформления экспозиций;
  • музеи нуждаются в помещениях, оргтехнике;
  • закрытие музеев в результате оптимизации школ;
  • при переходе на односменную форму обучения многие школы вынуждены помещения, отведенные под экспозиции, переоборудовать в учебные классы.

ГБУ ДО Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий продолжает работу по паспортизации музеев образовательных учреждений. В систему школьных музеев вливаются музеи учреждений средне-специального профессионального образования, высшего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений.

 

Материал подготовлен Республиканским  детским  оздоровительно-образовательным  центром  туризма, краеведения и экскурсий

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!