Как уфимские летчики проторили дорогу за рубеж

Как уфимские летчики проторили дорогу за рубеж

Накануне в России отмечался День гражданской авиации. В этот день в 1923 году Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». И в нашей стране появился гражданский воздушный флот, перевозящий пассажиров, почту и грузы.

В праздничный день мы побеседовали с уфимцем, действительным членом РГО, ветераном гражданской авиации, много лет проработавшим бортинженером, Рифгатом Денисламовым. Он рассказывает о первых зарубежных вылетах, которые в 90-е годы XX века совершали экипажи компании «Башкирские авиалинии».

Фото Леонида Соколова.

— В 1995-96 годах уфимские экипажи начали вылетать за рубеж. Из Уфы делали вылеты в Объединенные Арабские Эмираты, в Китай, очень часто, почти через день, летали в Турцию — в Анталию летом, а в Стамбул круглый год. Я был в экипаже Галима Камаева, и мы самыми первыми стали выполнять рейсы из Караганды в ГДР — перевозили граждан Германии и России. Оставались в Германии по два-три дня, успевали погулять, посмотреть на зарубежную жизнь. В Штутгарте в военно-историческом музее трогали своими руками воинское обмундирование немецких фельдмаршалов времен войны, немецкие самолеты. Всё это было так необычно. А в углу стоял новенький самолет АН-2, покрашенный желтой краской. И на наш вопрос — почему в военном музее стоит гражданский, советский самолет, нам ответили, что хозяин специально купил с завода новый АН-2 и пояснил свое решение: «У русских скоро не будет этих самолетов, а в моем музее он сохранится».

Также одним из первых наш экипаж начал летать из Уфы в Пакистан, в Пешавар. Нас поразила нищета этой страны. Кругом были военные — когда мы прилетали, я занимался своей непосредственной работой — осматривал самолет, заправлял его. В эти моменты за мной по пятам ходили по 18 человек местной службы безопасности. Мы летали очень часто — через день, и постепенно к нам стали привыкать, за мной стало ходить меньшее количество человек, контроль ослаб. Мы тогда летали на совершенно новом самолете «Башкирских авиалиний» ТУ-154М с бортовым номером 85816. К сожалению, впоследствии, в 2002 году, именно он разбился над Боденским озером.

Рифгат Карамович рассказывает, что в числе двух первых экипажей они освоили воздушный путь в Китай.

— Тогда китайцы не признавали российский международный паспорт красного цвета. И только двум нашим экипажам были выписаны синие полудипломатические паспорта. Мы возили наших туристов, «первых ласточек», летавших в шоп-туры, в город Тяньцзинь. Сами город так и не посмотрели, аэропорт был далеко, мы успевали только отдохнуть, и через 12 часов был уже обратный рейс.

Те первые вылеты за границу навсегда сохранились в памяти Рифгата Денисламова и отразились на его деятельности. Например, АН-2 в немецком музее послужил толчком к восстановлению подобной машины и в Башкирии. Под руководством Рифгата Карамовича один из этих самолетов, которые уже давно сняты в России с производства, восстановлен и высится на постаменте в селе Верхнеяркеево Илишевского района.

Фото Рустема Саттарова.

Так что не только в немецком музее теперь можно увидеть советскую «Аннушку».

Автор

Действительный член Русского географического общества, журналист, литературный редактор "Общественной электронной газеты".

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *