Вадим Александрович Марушин

Вадим Александрович Марушин

Вадим Александрович Марушин — действительный член Русского географического общества, заслуженный путешественник России, заслуженный учитель России, почетный краевед РБ,  член Союза журналистов РБ,  учитель географии, победитель городского конкурса «Лицом к лицу» в номинации «За заслуги перед городом», Всероссийского конкурса среди лучших учителей России 2010 года,мастер спорта СССР по туризм,  член Союза журналистов РБ.

Этот удивительный человек в свои 79 лет продолжает преподавать географию в уфимском лицее №42. Он принципиально отказался от домашнего задания. Считает, что, если детей заинтересовать, они и так выучат предмет. При этом лучше всего сделать это наглядно: не загружать школьников теорией, а показать на практике.

Вадим   Марушин в 1964 году обнаружил   в горах Белорецкого района уникальный водопад Атыш,   низвергающийся из пещеры.

— Он как будто специально прятался от людского глаза, — говорит Вадим Александрович, — но в начале   80-х годов прошлого века заповедную пещеру в горе Яш-Куз-таш   нашли вновь.   К   сожалению,   через какое-то время туристы-вандалы ее уничтожили…
И только четыре года назад водолазы обнаружили подземное озеро, тем самым подтвердив гипотезу действительного члена Русского географического общества, мастера спорта СССР по туризму, заслуженного учителя России и Башкортостана.

— В школе я оказался совершенно случайно, — говорит обладатель всех этих званий,   преподаватель географии лицея №42 Вадим Марушин. — На соревнованиях меня увидела зам. заведующего гороно Софья Сергеевна Марусина и пригласила в школу №93.  «Случайный» человек   отработал там   четверть века и вот уже следующие 25 трудится в 42-й. В школу он пришел с солидным багажом:   окончил лесной факультет сельхозинститута, музыкальное училище по классу баяна, геофак БГУ, три курса операторского факультета ВГИКа. Предложение Марусиной упало на подготовленную почву: к тому времени аспирант Марушин разочаровался   в околонаучных дрязгах.

Сегодня Вадим Александрович – автор более 80 научных работ и книг.  В издательстве  «Китап»вышли его «Толковый словарь   туриста Башкортостана», над которым он трудился более 40 лет,   и книга «Уфимское семигорье. Далекое и близкое». Об истории   родного города он знает, кажется, все и даже больше. Надо ли говорить, что ученики слушают его раскрыв рот?

— Учитель жив, пока в нем живет ребенок, — убежден Марушин.

— С чего вы обычно начинаете знакомство с географией?

— Предлагаю задавать мне любые вопросы, но предупреждаю, что если не смогу ответить  – жду   на следующий урок их рассказа. Вот, например, малышей спрашиваю: назовите самую главную реку столицы за исключением Белой и Уфимки. Молчат. Да вот же она, в трехстах метрах протекает от нашей школы. В XIX веке в ее устье били родники с чистейшей водой, которую в бочках возили на Гостиный двор и продавали. Сутолока.

— Вы строгий учитель? Двойки ставите?

— Кто ответил на восемь вопросов из 10 – пятерка. Других оценок не признаю. У ребят появляется азарт, а когда ребенка влюбишь в себя – он твой.

— Каким в вашем понимании должен быть настоящий учитель?

— Самое главное в нашей профессии – говорить правду, признавать свои ошибки и извиняться. Все методики по сравнению с этим – ерунда. Как-то на одном из всесоюзных   съездов географического общества меня спросили: «А вы по какой программе работаете?» — «По Марушинской», — отвечаю.

— На ЕГЭ по географии ученики набирают меньше баллов по сравнению с другими предметами. В чем причина?

— Задания слишком трудные и не очень интересные. Много научных терминов, а смысл абсолютно выхолощен. Научная терминология по силам не всем, а образно, доходчиво объяснить может не всякий педагог. Надо давать то, что дети могут понять.

За полвека Марушин объехал всю Россию, не был только на Камчатке. Совершил 15 походов высшей категории сложности, и это несмотря на свой солидный возраст. Последний раз путешествовал по Якутии, в местах, где еще не ступала нога человека. Большую помощь оказывают бывшие ученики: оплачивают дорогу, нанимают технику для исследования непроходимой тайги.  С нынешними учениками Вадим Александрович совсем недавно сплавлялся по Белой.

— Учу ребят: уважайте  среду, где живете. В горы – с поклоном, к реке – с уважением, спускаешься в пещеру – думай.

Юные туристы из уфимского лицея №42 неоднократно становились победителями всероссийских конкурсов   в номинациях «Родные берега» и «Одаренные дети». Но они не только созерцают, но и приносят природе конкретную пользу: чистят родники и создают нерестилища, ведут учет зимовальных ям, одна из которых вошла во Всероссийский реестр.

Вадим Марушин – без преувеличения, личность планетарного масштаба, живая энциклопедия. У него есть то, чего не хватает многим педагогам — детская любознательность, пытливость ума и честное отношение к своему предмету и детям, которые боятся только одного: ухода Вадима Александровича на заслуженный отдых.
Светлана ЯНОВА

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!