Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Наследие царского фотографа

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944). Наследие царского фотографа

Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» – русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географическогоИмператорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 году под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович, оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, Марию, а также наделил «вотчиной, Гора называемой». Отсюда и пошла фамилия Горский. Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими.

Сергей Михайлович был очень одаренный и разносторонний человек, он становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества, в 1898 году становится также членом фотографического отдела ИРТО, публикует первые свои работы по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В том же 1898 году на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII-XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.

В XX век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира!

Едва получив в своё распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми её многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками.

Первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре-октябре 1903 году, запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

Важным этапом  его раннего творчества стала поездка в Туркестан в 1906-1907 годах для фотографирования солнечного затмения с экспедицией Русского географического общества, членом которого он стал ещё в 1900 году. Прокудин-Горский с увлечением фотографировал старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные типажи и многое другое, что жителю Петербурга казалось настоящей экзотикой. Вероятно, в тот момент Прокудин-Горский начал осознавать, что самое важное предназначение цветной фотографии – не просто открыточные виды, а запечатление всего того, что является подлинными достопримечательностями Российской Империи.

Его творчеством заинтересовался один из Великих князей. А затем на аудиенцию его приглашает сам Государь Император. Это был звездный билет, и Прокудин-Горский не упускает своего шанса.

3 мая 1909 года состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в воспоминаниях 1932 года

Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской Империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего было запланировано за 10 лет сделать 10 000 снимков.

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги, съемка была приурочена к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Осенью того же 1909 года делается съемка северной части промышленного Урала. В 1910 году Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, летом, он снимает южную часть Урала.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России — вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 года демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии.

В августе 1918 года Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Но ему уже было не суждено вернуться на Родину. Начинавшаяся в стране гражданская война делала практически невозможной дальнейшую работу в области цветной фотографии и кино. Командировка превратилась в эмиграцию.

В сентябре 1919 года он перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино.

С 1921 года и до самой смерти в 1944 году Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-1925 годах из России перебрались члены его семьи.

А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор никому не известно. Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 года, когда начался её показ соотечественникам-эмигрантам. До 1936 года Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки. Впоследствии наследники продали значительную часть коллекции в США, сейчас она находится в библиотеке Конгресса США.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 года в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище  Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина «родиноведение». Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения — установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Новый предмет должен был получить название «Родиноведение». Эти уроки так и не были введены в школах царской России — революция 1917 года помешала замыслу.

Однако, в 2001 году урок Родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году — за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей — то, что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века — качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года незадолго до 80-летия писателя.

Крестьянские девушки. 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды — один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Неизвестная на веранде в Лугано. 1908 год

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). В Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель» Адриану Лаврову. «Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов», — рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Стрелочник-башкир на Транссибирской железной дороге. 1 января 1910 г.

Горные работы на Бакальском руднике на Урале. 1910 г.

Башкирская деревня. 1910 г.

Башкирка в национальном костюме, деревня Яхья, Салаватский район. 1910 г.

Башкир у своего дома. Деревня Яхья, Салаватский район. 1910 г.

Парень-башкир, деревня Яхья, Салаватский район. 1910 г.

Уфа, вид на железнодорожный мост. 1910 г.

Главная мечеть в Уфе, Случевская гора. 1910 г.

Панорама старой Уфы. 1910 г.

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки. Предположительно, 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива — документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки «Обед на покосе». Рядом с Сергеем Михайловичем — 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957).

И еще один съемочный день. Деревня Новый завод на р.Каменке. С.М.Прокудин-Горский за работой

Материал подготовила Галина Евдищенко

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!

[recaptcha theme:dark]