На автомобилях по Алтаю: группа членов РГО проехала там, где зародилось человечество

На автомобилях по Алтаю: группа членов РГО проехала там, где зародилось человечество

Группа путешественников из Башкирии осуществила давнюю мечту – проехать на автомобилях до Алтая, места, где, по мнению ряда ученых, зародилось человечество. Команду из десяти человек составляли члены Башкирского отделения Русского географического общества и спортивно-патриотического клуба имени С.Т.Аксакова.

К назначенному времени все четыре машины были на месте сбора – на трассе М5 у села Алаторка. После короткого приветствия еще раз уточнили маршрут: двигаемся в сторону Тюмени, а затем уходим на ишимскую трассу и на ночевку останавливаемся под Омском. Вторую остановку делаем в Белокурихе, знакомимся с достопримечательностями известного сибирского курорта и после чего выезжаем в Усть-Коксинский район Республики Алтай.

Итак, путешествие началось. Живописные картины уральских гор сменили равнинные пейзажи Челябинской и Тюменской областей. Все было хорошо, но одно удручало: бывшие хлебные поля вдоль дороги беспощадно заросли бурьяном и лесом. Не паслась на заросших травой лугах и домашняя живность. Если нет живности, то и кормить ее не надо и зерна для фуража не требуется для коров, свиней, птицы. Такие обширные просторы просто бездарно пустуют — только ветер один гуляет. Да и народу в стране особо не прибавляется, в хлебах и пирогах, видимо, уже нет острой нужды. Если говорить про экспорт, то для этого нужна пшеница твердых сортов, которая растет намного южнее.

Как известно, все познается в сравнении. Раз наш путь пролегает на восток, то невольно вспоминаются поездки по китайским провинциям, где каждый клочок земли, каждый квадратный метр засеян и засажен кукурузой, овощами, рисом или другой культурой. В каждом крестьянском дворе бегают куры, поросята, есть быки и коровы. Пожалуй, из таких вот маленьких картинок, свидетельствующих о бережном, трепетном отношении к главному богатству – земле, начинает слагаться большая экономика нашего процветающего соседа.

Стемнело, когда проехав около 1600 километров, остановились на ночлег в одном из придорожных кемпингов за Омском. Рано утром, после завтрака, продолжили путь.

По Чуйскому тракту

Заехали в старинный город Бийск, история которого насчитывает более 300 лет. Сегодня – это крупный научный и промышленный центр Южной Сибири, второй по численности населения город Алтайского края.

Проезжая город, обратили внимание на красивое здание музея Чуйского тракта. Забегая вперед, скажу, что мы побывали в нем на обратном пути. История строительства дороги, которая вошла в число десяти лучших автодорог мира, производит сильное впечатление.

Бийск является начальным пунктом Чуйского автомобильного тракта, протяжённостью 953 километра, идущего через весь Алтай к границе с Монголией и далее в Китай. Красивейших автодорога уникальна еще и тем, что на протяжении небольшого расстояния проходит через четыре природные зоны — от лесостепи до каменистой пустыни. 

Днем приехали в Белокуриху, устроились в гостинице и пошли обедать в бурятское кафе, где познакомились с хозяевами заведения Геннадием и его женой Юлией. Еда была приготовлена просто отменно. День прошел в прогулке по курортной зоне.

Проехав через территорию Алтайского края, мы въехали в Республику Алтай. Начались горные массивы, через которые тянулся знаменитый Чуйский тракт. Дорога была прекрасной, слева и справа размещались различные гостиницы и турбазы. Заведений, предназначенных для туристов, было очень много, словно здесь было какое-то морское побережье.

После долгого подъема по Семинскому горному хребту, протяженностью около 9 километров, мы оказались на вершине перевала, на высоте почти 2 километров. Перевал – памятник природы государственного значения. Здесь на вершине установлена стела – символ добровольного присоединения алтайцев к Российской империи.

Был конец мая, торговые киоски еще не работали, туристический сезон вот-вот должен был открыться. Редкие машины обязательно останавливались, чтобы водители и пассажиры, по традиции, попросили духов гор не чинить им препятствий в пути.

Уймонская долина

Доехав до Усть-Семы свернули с Чуйского тракта и поехали вдоль реки Катунь в сторону Усть-Коксы. Пока ехали в Усть- Коксу, не переставали любоваться и удивляться алтайским красотам. Еще большее удивление и восхищение вызывали уже подзабытые живые картинки: отары овец, табуны лошадей, стада коров, распаханные поля, зеленеющие всходы яровых — и эта картина радовала глаз на протяжении всей дороги. Небольшие по размерам сельскохозяйственные площади, зажатые с обеих сторон хребтами гор, тянулись по долине, иногда по очень крутым косогорам. Несмотря на эту крутизну, вся свободная от скал земля была аккуратно распахана и посеяна. Как тут не воскликнешь: «Слава неутомимым земледельцам и животноводам Алтая!»

Наша туристическая база расположилась у слияния двух бурных рек Коксы и Тюгурука, недалеко от районного центра Усть-Кокса. Напротив находится гора Камза, на вершине которой есть древний кратер вулкана. За забором базы цветут краснокнижные: пион уклоняющийся, адонис и другие редкие виды растений.

Прошло всего пару часов с момента нашего прибытия, как на такси приехали из аэропорта Горно-Алтайска еще две семейные пары наших друзей. В связи с сильной занятостью они выбрали воздушный вариант прибытия на Алтай. В честь воссоединения команды был организован праздничный ужин, совпавший с днем рождения прибывшей Юлии. Так уж сложилось, что мы давние друзья и путешествуем семейными парами.

В наши планы входило познакомиться с великолепными ландшафтами Уймонской долины – одной из самых привлекательных природных достопримечательностей на Чуйском тракте с. Всего подобных межгорных долин в горном Алтае еще три: Канская, Курайская и Чуйская.

Уймонская долина находится на высоте почти 1000 м над уровнем моря и тянется между Теректинским и Катенским горными хребтами на протяжении 35 км, а ширина долины составляет от 8 до 13 км. У самого ее начала расположен районный центр село Усть-Кокса. С восточных склонов в хорошую погоду видна вершина великолепной и главной алтайской горы – Белухи, которая считается высочайшей вершиной Сибири и Алтайского региона. Высота горы 4506 метров. Интересно еще то, что Белуха находится на равноудаленном расстоянии от пяти мировых океанов.

Район заселен людьми разных национальностей. Основные жители – алтайцы. В результате археологических раскопок в этих краях найдены стоянки древних людей. Исследования ученых доказывают, что первые люди появились здесь 200 тысяч лет назад. Уймонская долина первоначально была заселена жителями из племён кыпчагов и тодошей. С конца 17-го века здесь стали заселяться русские. Своеобразная группа населения долины – раскольники. Это русские старообрядцы, бежавшие 300 лет назад от петровских реформ и митрополита Никона для сохранения своей веры и старорусского уклада.

Два музея в одном селе

В одном из сел староверов в Верх- Уймоне находятся два музея: музей старообрядцев и мемориальный дом-музей Николая Рериха – памятник истории и культуры Алтая.

Раиса Павловна Кучуганова, заведующая музеем старообрядцев, поразила нас не только своими глубокими познаниями о жизни, быте, обычаях, традициях староверов, но в первую очередь своим обаянием, увлеченностью и огромной любовью, которую она вкладывала в свою работу. В каждом ее слове, в приводимых ею фактах раскрывалась история, философия целого русского сословия-мучеников, которые ради своей исконной веры, оставили родные места и бежали в неизвестность, решившись на неимоверные испытания и лишения. Как свидетельство тому известный пример — тут за несколькими хребтами в горной Хакасии в таежных урочищах доживает свои дни знаменитая Агафья, последний представитель семьи староверов Лыковых.

Здесь же в Верх-Уймоне с 7 по 19 августа 1926 года во время Центрально-Азиатской экспедиции останавливался Николай Рерих, известный ученый-исследователь и художник, написавший больше 7000 картин.. Жил он со своей супругой Еленой Ивановной в двухэтажном доме известного в округе краеведа и проводника Атаманова В.С.

Центрально-Азиатская экспедиция, которую предприняли Рерихи в неспокойные двадцатые годы двадцатого века, была сложной и длилась в течение трех лет. Под угрозой нападения бандитов, преодолевая преграды, поставленные природой и людьми, прошли они от Индии до России и Москвы, а затем в Горный Алтай до села Верх-Уймон, далее в Монголию и через Гималаи в Тибет, и снова в Индию.

В музее представлены репродукции ранних картин Рериха, со славянской тематикой, а также много картин с изображением гор. В том числе есть две подлинные работы художника.

Алтай – родина тюрков

В надежде увидеть древний памятник алтайской культуры в форме каменной статуи, мы приехали в алтайский аил Курунда, что расположился у самого подножья Теректинского хребта. Как только стали въезжать в деревню полил дождь, на улицах никого не было, чтобы спросить о статуе. Проезжая мимо дома культуры, на крыльце под навесом увидели трех подростков лет 12-13.

Познакомился с ребятами, они оказались открытыми и общительными собеседниками, закончили 6-7 классы и приехали на каникулы к родственникам из райцентра Усть-Кокса. Внешне они были очень похожи на мальчишек из башкирских аулов. Спросил их, что они будут делать, когда закончат школу. Ответ каждого из них был одинаковый и, на мой взгляд, очень простым и изумительно правильным: «пойду в армию, построю дом и женюсь».

На вопрос, кто может знать в аиле о древнем памятнике, мальчишки предположили, что местная учительница обязательно должна быть в курсе и один их них вскочил на велосипед со словами: «я покажу, где она живет» и под проливным дождем закрутил педали. В доме, где остановился мальчик, хозяев не оказалось, соседка показала в сторону горы, над которой клубились черные дождевые тучи, и сказала, что идти надо в ту сторону пешком еще несколько километров. К сожалению, духи гор, видимо, были не готовы встретить нас хорошей погодой…

Решили поехать в аил Катанда, где находится этнографический музей алтайцев. Музей организовала Зоя Тарыновна Музыкова, известная в республике учительница. Сейчас она уже на пенсии. Экспонаты размещены в ее подворье в нескольких шестигранных постройках, внешне похожих на юрты. Подобные сооружения стоят во дворах алтайцев вместо летних домиков. Зоя Тарыновна с искренним удовольствием рассказывала нам о быте и культуре алтайского народа.

Оказалось, что многие экспонаты здесь мне были знакомы с детства, когда я бывал у бабушек в деревне. Все-таки из глубин веков доходят до нас тюркские корни. Это просматривается не только в домашней утвари, такой как деревянный чан со ступой – в таких у нас кумыс делают — но и в названиях населенных пунктов (Ак Таш, Кызыл Таш, Курай, Карагай и др.), гор, хребтов, рек и многого другого.

Места силы

В горном Алтае много, так называемых, энергетических точек, т.е. такие места, куда люди приезжают набраться сил, подзарядиться природной силой. В этом отношении знаменитая гора Белуха стоит на особом счету. Мы же довольствовались видами чарующей вершины горы только издали, со смотровой площадки у села Тюнгур. На фоне белеющей вершины Белухи провели видео- и фотосъемку при развернутом флаге Русского географического общества. Почти половина из состава нашей компании являются членами РГО. Отсюда до подножья горы Белухи около 100 километров, которые туристы-экстремали преодолевают в течение четырех дней, вначале по реке поднимаются на моторных лодках, затем продолжают путь верхом на лошадях.

Далее мы двинулись вдоль реки Катунь в поисках места, где находятся, так называемые, каменные бабы. Наши джипы не без труда преодолевали каменистые речушки, крутые склоны, нерастаявшие ледники. Всю дорогу нам встречались пасущиеся лошади. Наконец, перед нами отрылись манящие просторы: таинственная долина, которую обступили с двух сторон красивейшие горы, и, уходящая вдаль, лента реки. Всё — и интуиция, и сердце подсказывало, что мы у цели, где-то должно быть то, ради чего мы преодолели такой сложный путь. Немного проехав, свернули влево и поднялись по крутому склону на плато, где увидели торчащие из недр земли невысокие каменные столбы.

Так мы оказались в урочище Толоно в 11 километрах от села Тюнгур. Здесь мы обнаружили девять каменных изваяний, возраст которых около 2000 лет. На каменных столбах высечены лица, доспехи, оружие. Предание гласит, что каменные бабы ставились на местах захоронений. По традиции тело воина сжигали, а останки хоронили, а над ним устанавливали каменное изваяние. Эти древнетюркские изваяния, изображения имеют монголоидный тип.

Здесь нам было легко и спокойно. Будто что-то необъяснимое и завораживающее повисло над нами, над этим широким полем, рекой, горами…

Алтай называют местом силы и мы находились в одном из сакральных мест.  Вполне возможно, что мы оказались под воздействием мощных энергетических потоков. Нечто подобное испытываешь, когда находишься на вершине горы Иремель.

На маральнике

Две пары наших друзей уже семь лет приезжают на Алтай отдохнуть и принять мараловые ванны. Маральник, т.е. место, где содержатся животные и где отдыхают и принимают процедуры туристы, находился в 60 километрах от нашей базы. Однажды нам предложили посмотреть на процесс обрезки рогов у маралов и дальнейший технологический способ приготовления мараловой продукции.

Выехали в 6 утра, потому что рога обрезают рано, пока нет мошек. Процесс происходил так. Пастухи загоняли из вольера в узкий коридор двух-трех рогатых оленей, затем по одному пропускали через клетки к месту обрезки рогов, два человека с двух сторон фиксировали голову животного, а третий в этот момент быстро отпиливал обычной ножовкой рога у основания. Ветеринар обрабатывал места среза лекарственным препаратом (втирал порошок), после чего испуганное животное пулей вылетало снова в вольер. Оставшиеся 4-5 сантиметровые корешки рогов впоследствии сами выпадают, а вместо них к весне вырастают уже новые рога.

Далее из рогов либо выпаривают кровь для приготовления различной продукции, либо замораживают для последующего использования. Замороженные рога экспортируют, в основном, в Китай и Республику Корея.

Перед приемом мараловой ванны (с добавлением определенной дозы крови), клиенты разогреваются в бане. Данная процедура – дело серьезное, происходит под наблюдением медика. Друзья наши очень довольны, на их пенсионерских лицах нет морщин.

Гости из Австралии и Новой Зеландии

Когда мы вернулись на базу, стоянка была забита грязными джипами, а на летней эстраде гремела музыка и звучали песни. Оказалось, на базу прибыли туристы из Австралии и Новой Зеландии, а самодеятельные артисты из районного Дома культуры по этому поводу организовали концерт для иностранцев. К искреннему изумлению иностранцев, огромного телосложения сибирский казак крутил вокруг себя бревно и при этом еще лихо отплясывал.

Сопровождающая иностранцев девушка-переводчик из Новосибирска рассказала, что австралийцы с новозеландцами приехали из Монголии, у них в дороге сломались два джипа, которые остались в Монголии. До этого они преодолели путь от Владивостока. Далее поедут по Казахстану, Таджикистану, Киргизии, снова по Казахстану. В районе Астрахани заедут на территорию России, затем поедут на Украину и далее в Европу.

В прошлом году они были в Челябинской области, заезжали в Башкортостан, ночевали в Уфе. В Уфе им понравилось.

На мой вопрос: не англичане ли привлекают своих подданных к этому масштабному проекту, девушка-переводчик показала на солидного господина, который якобы на свои личные деньги собирает желающих пройти такой экстремальный путь. Все мужчины, участники автопробега, выглядели высокими, крепко сбитыми, физически подготовленными к такого рода путешествиям.

Послевкусие от Алтая

Члены нашей команды до сих пор находятся под большим эмоциональным впечатлением от поездки. Ведь туда мы ехали с разными целями: кто-то просто проехаться по новым местам, кто-то принять мараловые ванны и омолодиться, другие ехали целенаправленно к местам силы, чтобы напитаться энергией. Мне было интересно побывать в тех краях, где, по утверждению некоторых ученых, 200 тысяч лет назад зародилась жизнь человеческая, откуда пошли по свету тюркские народы.

Мы видели малую толику прекрасного Алтая, но уже планируем на следующий год вновь поехать в этот удивительный и таинственный край, чтобы увидеть и узнать еще больше, чтобы снова оказаться в плену таинственности и очарования.

Ришат Юмагулов, член Союза журналистов РБ и РФ, член РГО

Фото Юлии Свиридовой

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!

[recaptcha theme:dark]