«Нам ложем служит вся земля»: о скифском восприятии мира по Псевдо-Анахарсису

«Нам ложем служит вся земля»: о скифском восприятии мира по Псевдо-Анахарсису

О психологии восприятия вольными кочевниками природы как источника и смысла самой жизни, об обширности и природных богатствах северных земель согласно «Псевдо-Анахарсису» (неизвестному автору/авторам I века до н.э.) – очерк действительного члена РГО, профессора Валерия Путенихина.

Время жизни легендарного скифского мудреца и врача Анахарсиса относят ко второй половине VII – первой половине VI века до нашей эры. Согласно легенде, Анахарсис, после прибытия в Грецию, сначала обучался в Афинах, а затем преподавал свое философское учение, после чего вернулся на родину. Под его именем известны 10 подложных писем, написанных приверженцами кинизма – философской доктрины, сутью которой было пренебрежение к общепринятой рабовладельческой морали, отказ от богатства и славы. Авторов этих писем, по своему содержанию тяготеющих к I веку до н.э., позднейшие комментаторы объединили под собирательным именем «Псевдо-Анахарсиса».

По всей видимости, мудрец Анахарсис в своих философских воззрениях пропагандировал свободный и независимый образ жизни, присущий его сородичам-кочевникам, слияние с природой – величайшей ценностью в жизни человека, пренебрежение к материальным благам. И может быть это стало началом тех идеализированных представлений о скифском обществе, которые получили большую популярность в античной Греции. Многие писатели противопоставляли изнеженность и порочность «погрязшей в роскоши» греческой цивилизации безыскусной простоте и «справедливому нраву» северного кочевого народа.

Просторы Зауралья (хребет Ирендык, Баймакский район РБ)

Приведенные ниже извлечения из «Псевдо-Анахарсиса» не дают какой-либо новой информации по древней географии Севера (извл. 1, 2), тем не менее, здесь мы имеем еще одно свидетельство об укоренившемся на рубеже новой эры мнении об обширности и природных богатствах северных земель, о скотоводческом характере хозяйствования.

Скифы. Картина художника Евгения Края, https://123ru.net/blogs/175290672/

В качестве лирического отступления обратим внимание на строки, отражающие, по сути, психологию восприятия природы вольными кочевниками как источника и смысла самой жизни (извл. 1). Эти строчки показались мне почти что прототипом знаменитого стихотворения Ярослава Смелякова:

Постелите мне степь,

Занавесьте мне окна туманом,

В изголовье поставьте

Упавшую с неба звезду.

Извлечения

«Письма» Псевдо-Анахарсиса

Извл. 1 («К Аннону»). «Мне одеянием служит скифский плащ, обувью – кожа моих ног, ложем – вся земля, обедом и завтраком – молоко, сыр и жареное мясо, питьем – вода…» (Великая Степь, 2005, с. 163, пер. В.В. Латышева).

Извл. 2 («К Крезу»). «Скифы же [обитатели северных стран] стали вне всего этого [преклонения перед наживой]: мы все владеем всей землей; то, что она дает добровольно, мы берем, а что скрывает, оставляем; защищая стада от диких зверей, мы берем взамен молоко и сыр; оружие мы имеем не против других, а для собственной защиты в случае надобности» (Великая Степь, 2005, с. 164, пер. В.В. Латышева).

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Псевдо-Анахарсис – с. 129-130).

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НАПИШИТЕ НАМ!

[recaptcha theme:dark]