Старшеклассники села Архангельское совершили путешествие на Айгир

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», — пел Владимир Высоцкий. Горы – красивейшее творение природы! Они занимают четвертую часть планеты и обладают важнейшими для людей ресурсами. Накануне Международного дня гор учащиеся старших классов МОБУ СОШ №1 с. Архангельское совершили увлекательное путешествие в район Айгира — одного из самых любимых и интересных мест в Республике Башкортостан.

Айгир — это небольшой посёлок в горах Южного Урала. Он находится в 20 км от деревни Инзер на реке Малый Инзер. Отсюда открывается вид на вершину Ямантау.

Вместе с руководителями похода Салахитдиновой Э.Р., Сарычевой Т.Л, учителями МОБУ СОШ №1 с. Архангельское и педагогом дополнительного образования ЦДТ Авотиным О.В. мы отправились на первую точку нашего маршрута — Борисовы печи, история которой уходит корнями в XVIII век. Тогда на Урале построили сталеплавильные заводы, и для их работы нужен был древесный уголь. Целые семьи уходили за ним в горы. Образованные хутора называли по фамилии добытчиков. До наших дней сохранились несколько печей, которые носят название «Борисовы печи», «Суховы печи», неподалеку также были «Смирновы печи», «Красавины печи» и многие другие, о которых мы не знаем.

На следующий день, плотно позавтракав перед долгой дорогой, мы отправились к скалам «Зубы Шурале», по самому популярному среди туристов маршруту.

Шурале – существо из башкирских и татарских сказок, воплощение духа леса. Обычно шурале описывают как низкорослое и горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Оно убивает людей щекоткой, отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать коня до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгивая через речку или ручей.

Непростой подъем на гору занимает порядка двух часов. Нужно идти вверх по тропе, больше напоминающей ступеньки, на высоту 314 метров. Для сравнения — высота 10-этажного дома – всего лишь 30 метров. Орлиные скалы – это скальный массив, устланный крупной каменной россыпью. Мы поднялись на вершину, и нам открылся потрясающий вид на Южный Урал, его хребты и вершины. Вдоволь насладившись красивыми видами, сделав на память сотни фотографий, отправились на обратный путь.

Наши юные туристы привыкли покорять новые вершины, поэтому отдельного похода заслуживает гора Черничная, скала Ханифа, высшая точка Караташа — пик Уфа.  Всего мы прошли 12 километров, поднялись пешком на высоту 350-этажного здания. Несмотря на усталость, мы вернулись с маршрута в бодром расположении духа и с желанием вернуться в эти места вновь. Нам понравилось, поэтому советуем и вам повторить наш маршрут.

Эльза Салахитдинова, председатель Архангельского местного отделения РГО.