
В этом выпуске: Прокладка нового туристического маршрута в Геопарке «Янган-Тау». Какое имя дать безымянной высоте? Фестиваль ремесел в юрте мастеров. На горе Малиновой прошли тренировки ижевских альпинистов. «Подземное царство Башкортостана».
В этом выпуске: Прокладка нового туристического маршрута в Геопарке «Янган-Тау». Какое имя дать безымянной высоте? Фестиваль ремесел в юрте мастеров. На горе Малиновой прошли тренировки ижевских альпинистов. «Подземное царство Башкортостана».
Предложения по переименованию географических объектов, даже в угоду самым перспективным туристско-коммерческим проектам, — тревожная тенденция. Топонимика, то есть свод наименований гор, рек, урочищ и пр., это ни что иное как народная историческая память каждой конкретной местности. Многим географическим названиям — сотни и тысячи лет, и никто не вправе столь легковесно относиться к этой памяти. Даже если речь идет о переименовании в честь великого естествоиспытателя Палласа. На современной географической карте (причем в том же Салаватском районе Республики Башкортостан) еще немало безымянных объектов, которым рано или поздно могут быть присвоены достойные имена, в том числе Палласа, Лепехина, Георги и многих других исследователей Башкирии и Южного Урала .
Что касается горы с красивейшим старинным названием Ершагас, то понятно, что предлагается переименовать именно ее — эту красивую, хорошо видимую издалека остроконечную гору, а не какую-то безымянную вершину (?) в системе этой горы. Точно также не выдерживает критики предложение дать имя Палласа Идрисовской пещере, которую он исследовал в 1770 году. У пещеры уже есть несколько дополнительных названий (Киссяташ, Краснопольская, Дворец), но основным и устоявшимся по-прежнему является «Идрисовская». Переименовать ее еще и в «Палласа» — явный перебор. Тем более, что совсем неподалеку — на реке Ай в Саткинском районе Челябинской области — уже имеется пещера Палласа, открытая уральскими спелеологами и названная так в 2002 году. Кстати, гора Палласа на Урале также наличествует — это крупная горная вершина высотой 1338 метров над у.м. в Североуральском гор. округе Свердловской области (подробнее о П.С. Палласе, в том числе о его маршруте по территории Салаватского района см. в книге В.П. Путенихина «Путешествия Петра Симона Палласа и Александра фон Гумбольдта по Башкирии», 2020 г.).
Остается добавить, что все топонимы, дошедшие и дожившие до наших дней с прошлых времен — в безусловном приоритете!
Нашел на географической карте и уточнил для себя название горы на хребте Каратау, о которой идет речь, — Яршагаз (591 м над у.м.). Но в целесообразности придания имени Палласа соседней безымянной вершины (439 м) все-же сомневаюсь. Поскольку воспринимается это все-равно как переименование всего массива Яршагаз…
В целом-же по политике переименований старых географических объектов на новые высказанное мнение (см. предыдущий комментарий) является твердым и неизменным.
Мы против переименования!!! Потом поставят крест на горе и скажут, что здесь башкиры никогда не жили и земля башкирам не принадлежит. А мнение коренных жителей вас не интересует? Народ против
Давать новые имена или переименование природных достопримечательностей без учёта мнения местных населений и без учёта о наличия исторических топономических названий это является вторжение в переписание истории, культуры и быта местных жителей. Прожу не заниматься подобным переписанием.
Я категорически против! Надо присвоить на башкирском!Это наша земля,и нам решать какое имя дать!
Что за «мода» пошла переименовывать местности в республике, которые имеют свои исконно исторические имена?! Кому это надо и какую цель они преследуют?! Мы, коренной народ, против этого!
Вот в Ханты-Мансийском АО названия местностей чисто хантыйские и мансийские и никто их не переименовывает: Лор Ёган, Куть-Ях, Пыть-Ях, Покачи, Лангепас, Ортъягун, Нягань, Лыхма, Нумто, Пашторы, Тугияны, Хурумсуль, Хурумпауль, Щекурья, Ясунт, Варъёган, Чантырья, Сивысь-Ях и т.Д. Аж слух режет. Однако, все относятся к местным народам с уважением и не стремятся переименовывать!
А у нас происходит в точности наоборот! Агидель стала Белой, Каридель — Уфой, Дим — Дёмой, Туяляс вообще Худолаз! Это что за неуважение такое по отношению к нам. Все это напомниает сказку про зайца и лису. Оставьте нас и названия местностей в покое!
Агидҽль стала Бҽлой, Караидҽль -Уфимкой, а пҽщҽра Киндҽрлҽ пҽрҽимҽнована в Побҽду Да сҡолько можно? Тҽпҽрь очҽрҽдь за «шульган Ташҽм» и горой в Ҫалаватском районҽ?В народной памяти вҽҡами живут их исконныҽ названия, связанныҽ с имҽнами батыров и историчҽских личностҽй, со значимыми событями Это свято для нашҽго народа . Нҽ надо ничҽго пҽрҽимҽновывать!
Мин Башҡортостан ерҙәренә тауларына икенсе исем тағыуға ҡаршымын үтенеп һорайым уларҙың һәр береһенең үҙҙәренең исемдәре бар шул да етә беҙҙең тауларға
Варвары
Ни стыда ни совести у этого русского географического общества оказывается
Нету больше вам уваженя
Русское географическое общество не давало и не даёт топонимические названия и не переименовывает географические объекты. Решать вопрос о наименовании или переименовании могут жители района, местные власти и Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан.
Каждый уголок нашей республики имеет своё название .Пусть это будет поляна ,пусть это маленький ручеек или гора всё имеет своё название.
Откуда ноги растут, кто надоумел?