За перевалом перевал. Рустам Сиразетдинов — о начале уникального путешествия по стране в рамках проекта РГО «РоссиЯ-2021»

За перевалом перевал. Рустам Сиразетдинов — о начале уникального путешествия по стране в рамках проекта РГО «РоссиЯ-2021»

В начале марта 2021 года в Сочи стартовала уникальная экспедиция Русского географического общества «РоссиЯ». Ее участники обойдут нашу страну вдоль границ самыми разными способами: пешком, на катамаранах, велосипедах, яхтах и автомобилях. Протяженность маршрута составит более 30 тысяч километров, а сама экспедиция продлится почти год. В состав экспедиции «РоссиЯ» вошел и представитель Башкортостана  известный тележурналист БСТ и путешественник, руководитель медиа-группы Башкирского регионального отделения РГО Рустам Сиразетдинов. Предлагаем вашему вниманию его путевые заметки.

Туапсе – «Орленок» Геленджик

Много лет назад по этой дороге довелось мне проехать на легковом автомобиле. Яркое солнце, морской воздух, отпускное настроение… Что может быть лучше? Однако, если у тебя не четыре колеса, а всего лишь два, и вместо 150 лошадиных сил всего одна – человеческая, такое путешествие может превратиться в серьезное испытание на прочность и выносливость…

Во время встречи в городской администрации города Туапсе директор Станции юных туристов Наталья Ликарчук вручила участникам экспедиции письма-треугольники, наподобие тех, которые советские школьники отправляли неизвестным бойцам Красной Армии на фронт. «Не открывайте их сразу, сделаете это, когда вам станет совсем тяжело. Пусть детские строчки согреют ваши сердца и помогут справиться со всеми трудностями», – напутствовали нас.

В течение двух переходов от Туапсе до Геленджика я не раз вспоминал о конверте в нагрудном кармане. Без желания вскрыть… Было тяжело, порой даже очень. Даже подспудно мелькала неприятная мыслишка («И зачем я…). Но, вспоминая подаренный детский конверт, я гнал ее от себя прочь.

Самое трудное на горных дорогах – это подъем на перевалы. Высота одного из подъемов, который мы преодолели от Туапсе до «Орленка», составила около 250 метров. Мелким велосипедным шагом, с багажным рюкзаком весом в 20 килограммов поднимались на нее больше часа. Конечности деревянные, «пятую» точку словно смазали касторовым маслом, лицо горит от ледяных поцелуев ветра.

Город-курорт Геленджик

На горной дороге перед каждым поворотом гадаешь, что там дальше: спуск или снова подъем? Если спуск – радуешься, как ребенок новой игрушке. Если подъем – берет досада: ну, когда ж это кончится? За одним таким поворотом ждал приятный и долгожданный сюрприз.

Наконец-то Геленджик! Город солнца и моря встретил приветливо, впрочем, как все предыдущие города Кубани. Юлия Соболева, депутат местной Думы и председатель Геленджикского местного отделения РГО, позаботилась о том, чтобы нас комфортно разместили в пансионате и покормили.

История Геленджика сложная и многообразная, о чем свидетельствуют многочисленные памятники – от далеких эпох до современности. С некоторыми артефактами мы познакомились в историко-краеведческом музее Геленджика. Потрясла экспозиция, посвященная защитникам Брестской крепости, которую работники музея подготовили к 75-летнему юбилею Великой Победы.

В завершении встречи Юлия Соболева в своем интервью поделилась впечатлениями от общения с участниками экспедиции «РоссиЯ-2021»:

– Героя, настоящие герои! Сила духа, мужество, любовь к своей стране, желание показать ее красоту, ее величие, ее масштабы – это восхищает! К сожалению, мало молодежи сейчас ведет активный образ жизни. И ваш пример сыграет большую роль. Я верю, что эта экспедиция станет достойным продолжением подвигов всех наших великих российских путешественников.

Хорошей погоды, крепкого здоровья и желания преодолеть все трудности на позитиве пожелали геленджикцы участникам экспедиции на прощание.

Эра новых технологий установилась в Анапе

Еще два перевала, не таких крутых, но довольно затяжных, и наша колонна на подступах к Анапе. Прибываем в этот курортный город уже при свете фонарей. Словно предвидя, что нам еще долго придется обходиться без комфорта, Русское географическое общество и военное ведомство позаботились о нас. Четырехзвездочный отель «Sunmarine» сверкает праздничной иллюминацией (сегодня 8 марта) и блещет роскошью. Завтра с утра нас ждет знакомство с аналогом американской Силиконовой долины – Военным инновационным технополисом «Эра».

Собственный пирс, ледовый дворец и спортивно-оздоровительный комплекс, бассейн, информационно-телекоммуникационный центр, амфитеатр со сценой, научно-лабораторный корпус, жилые корпуса – все это увидели воочию участники экспедиции «Россия-2021» во время экскурсии по технополису. Особенно поразили суперсовременные учебные классы и общежития для учебных рот. Кстати, в свое время объект посетил и Главнокомандующий страны В. В. Путин.

Вспоминаю армейские казармы 70-х годов, да и более позднего времени: стены, выкрашенные зеленой масляной краской, бетонные полы, известка и хлорка, железные «шконки»… Наконец-то наступила новая эра!

Блогер экспедиции Никита Ярков хорошо продвинут в компьютерных технологиях. Однако и его поразила оснащенность учебного центра «Эры».

 Впечатляет, что наша армия идет в ногу со временем, не отстает в использовании самых новых технологий,  говорит Никита.  Зачастую изобретения, сделанные в военных лабораториях, находят применение в мирной жизни, и мне как человеку сугубо гражданскому это очень импонирует. Неудивительно, что требования конкурсного отбора для работы или службы в технополисе такие высокие.

Руководитель экспедиции «РоссиЯ-2021» Константин Мержоев ознакомил участников встречи с целями и задачами экспедиции, описал ее маршрут, ответил на многочисленные вопросы.

 Очень хорошо, что есть люди, способные бросить все и отправиться на край света ради высокой цели. Люди, которые беззаветно любят Россию и хотят показать ее мощь и красу всему миру… Больших свершений, новых открытий, здоровья!, –напутствовал нас генерал-лейтенант Ивановский.

Руководитель экспедиции Константин Мержоев и хронометрист Елена Галко

Здесь каждый камень – артефакт

Из Анапы двигаемся в сторону Тамани. Сегодня мы в нее уже не попадем, это ясно по состоянию солнца на небе. Двигаться ночью по шоссе на велосипеде – довольно опасно. На ходу ориентируемся и меняем планы. Руководитель экспедиции все время куда-то звонит, что-то ищет в навигаторе. В одной из станиц останавливаемся перед местной школой. Оказывается, Константин Мержоев сумел договориться о ночевке в школьном спортзале.

Станица Брюховецкая

Готовим быстрый ужин, который становится праздничным. У нашего штатного медика южносахалинца Александр Коновалова сегодня день рождения. Ему исполнилось 35. На столе именинный торт, пирожные и конфеты. Поздравляем Сашу.

– Отмечать юбилей в школьном классе за тридевять земель от родного дома… Каково это?, – спрашиваю Александра.

– Вообще вдали от дома отмечать свои и семейные праздники для меня не впервой. По долгу службу последние 10 лет приходилось работать вахтовым методом. Постоянно в поле, далеко от дома. И я очень рад, что этот юбилей отмечаю вместе с моими коллегами по экспедиции. Я стремился попасть в основной состав, и мне удалось это сделать.

Ранний подъем (в нашей экспедиции он всегда ранний). До начала школьных занятий нужно собраться и выехать. Через час мы в Тамани. Тамань встречает ярким солнцем и холодным, почти ледяным ветром. Впрочем, гостеприимство таманцев быстро компенсирует последний природный фактор.

Знакомство с Таманью начинаем с местного Археологического музея. Впрочем, слово «местный» вряд ли к нему подходит. Таманский музейный комплекс можно по праву поставить в один ряд с самыми известными музеями мира. Главная экспозиция – находки с городища «Гермонасса – Тмутаракань». Ее залы раскрывают историю таманской земли в археологических артефактах периода VII века до нашей эры до периода XVIII века нашей эры.

Фотографируемся рядом c памятником первым казакам-переселенцам, под предводительством сечевого полковника Саввы Белого высадившимся на этом месте 25 августа 1792 года. Небольшой митинг у Мемориала боевой славы, возложение цветов. Фотографируемся на смотровой площадке. На противоположном берегу пролива невооруженным глазом отсюда видна  Керчь. Нам сегодня предстоит добраться до нее через Крымский мост. Достаю Флаг Башкортостана, Башкирского спутникового телевидения, Русского географического общества, которые взял с собой в экспедицию.

Впереди гордость России – знаменитый Крымский мост. Однако перед самым мостом наша колонна вынуждена остановиться. Прокол колеса на велосипеде нашего геоморфолога Егора Тулякова. Мастер-ремонтник Виктор Попов сразу спешит на помощь. Как часто такое случается в пути? Виктор пояснил: это прежде всего зависит от качества дорожного покрытия. Влияют нагрузка на велосипед, качество покрышек и давление в шинах.

– Однажды мне пришлось менять камеру в межсезонье, – рассказывает Виктор. – Температура воздуха чуть выше ноля, дождь с ветром. Пальцы, буквально не гнутся от холода. Еле справился. Но деваться-то некуда в таких ситуациях, надо ехать дальше! В нашем случае все намного проще.

Сегодня – седьмой день нашего путешествия. Мы пересекли Краснодарский край и добрались до Керченского пролива. За час проезжаем 20 километров Крымского моста  и колеса наших велосипедов коснулись земли Республики Крым. Это второй регион на нашем долгом пути. Нам предстоит пройти еще 48 российских территорий!

Крымская весна

Семь лет назад, 18 марта, на Крымском полуострове прошел общенародный референдум, который поставил точку в «крымском вопросе». Так уж совпало, что в момент посещения этого субъекта Российской Федерации нашей экспедицией жители полуострова готовились отмечать седьмую годовщину русской весны в Крыму. Нам повезло: экспедиция «РоссиЯ-2021» побывала здесь в исторический момент.

То, что Россия и Крым отныне и навсегда – единое и неделимое целое, мы почувствовали, проезжая через Крымский мост. 23 километра конструкций из металла и бетона и совершенство инженерной мысли укротили сложнейшие тектонические разломы и сдвиги глинистых грунтов.

Федеральная трасса «Таврида» – просто мечта велосипедиста. Идеально ровный асфальт, а самое главное – удобная для двухколесной езды обочина, на которой есть простор для скоростного движения. Нас приветствует Керчь!

Одна из главных достопримечательностей этого древнего города, как ни странно, датируется всего лишь XIX веком. Знаменитая Керченская крепость-невидимка была заложена русским инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном в 1857 году и строилась 20 лет. Это самое мощное бастионное сооружение на территории Крымского полуострова занимает огромную площадь – 400 гектаров.

На нас масштабы крепости произвели неизгладимое впечатление. Однако мы заметили и ряд сдерживающих развитие этого уникального объекта для туризма факторов. Возвращаясь из крепости в город, в экскурсионном автобусе разговорились с руководителем экспедиции Константином Мержоевым. По его мнению, крепость нуждается в развитии туристической инфраструктуры.

Следующий город на нашем пути – Феодосия, портовый город Черноморья, основанный генуэзцами. Среди потомственных почетных граждан Феодосии  всемирно известный художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Кстати, на собственные деньги Айвазовский построил в городе железную дорогу. Она функционирует и по сей день. Правда, по рельсам ходят уже суперсовременные вагоны.

Здесь запомнилась встреча с методистами и воспитанниками городского детско-юношеского центра туризма и краеведения. На его базе успешно функционирует центр дополнительного образования «Интеллект». У него многолетняя история, которая начинается аж с 1958 года. Ребята вместе со своими наставниками и педагогами ведут активную поисковую работу, изучают родной край.

Во время общения с работниками центра Константин Мержоев отметил, что в Крыму есть прекрасные условия и возможности для развития детского и юношеского туризма. Например, в Краснодарском крае уже много лет осуществляется прекрасный проект «Кубанская кругосветка». Ребята со всего края стремятся попасть летом в состав экспедиции, которая проходит вдоль границ Кубани. Причем самыми разными способами: по воде – на рафтах, а также на велосипедах, пешком. Почему бы такой же проект не организовать для крымских ребят? Кроме того, в Крыму есть все условия и для морского туризма. Пройти морем на яхте или даже на шлюпе определенный маршрут – это же счастье для мальчишек и девчонок!

Группа юных велосипедистов из местной спортивной секции проводила нас до границы города. Признаться, лично мне совсем не легко было угнаться за ними по узким рельефным улочкам Феодосии, а кое-где даже пришлось толкать свой велосипед в гору.

Гордость Крыма, да и всей страны на протяжении десятилетий – сначала пионерский лагерь, а затем Международный детский центр «Артек».

Раньше мне, увы, не приходилось бывать здесь. Нам повезло: в нашем присутствии прошло удивительное и чарующее лагерное действо – закрытие смены. «Встреча перед расставанием» – так назвали организаторы театрализованное шоу, в котором нашлось место и для участников экспедиции «Россия-2021». Почти полторы тысячи детей из 73 регионов страны встретили аплодисментами нашу велоколонну на «Артек-Арене».

 Чем больше в «Артеке» будет проходить мероприятий, связанных с туризмом, тем дети больше захотят узнать свою страну. Туристический опыт помогает стать более самостоятельным, уверенным в себе, стать настоящим патриотом, – с таким словами обратился к артековцам с большой сцены  руководитель экспедиции Константин Мержоев.

Общение с ребятами из «Артека» продолжилось на следующий день, на пресс-конференции. Вопросов – хоть отбавляй… Без сомнения, встреча с экспедиционерами запомнится этим ребятам надолго, а во многом даже станет стимулом к дальнейшему самосовершенствованию. Да и для нас самих посещение «Артека» превратилось из обязательного мероприятия на пути маршрута в яркое событие.

Вот что говорят о нем участники кубанско-крымского этапа экспедиции – молодые спортсменки из Туапсе и их тренер:

Елизавета Гурова«В «Артеке» было очень круто! Нас очень хорошо встретили. Ребята подходят знакомиться, спрашивают об экспедиции…

Елена Соболева. «Концерт «Встреча перед расставанием» меня просто поразил. Я никогда такого еще не видела!».

Констанция Терентьева. «Мне очень понравились ребята в «Артеке». Они задавали много вопросов, дети просто классные!»

На прощание артековцы передали нам флаг Международного детского центра. Наряду с другими флагами он пройдет с нами весь маршрут вдоль границ России, а потом вернется на вечное хранение в «Артек» с автографами экспедиционеров.

Встреча с молодёжью в Темрюке

Не знаю, как остальным участникам нашей экспедиции, но мне запомнилась наша первая ночевка в палатке. Выехав за черту города Судак, разбили палаточный лагерь прямо в можжевеловом лесу на пригорке, в стороне от трассы. Звезды над головой, словно в планетарии… Сразу вспомнилось пионерское детство и регулярные экскурсии в этот космический храм в родном городе. Спали как убитые, а утром проснулись полными сил для продолжения нашего путешествия.

Севастополь… Лично для меня в списке городов-героев  это самый отважный и несгибаемый. Он следующий на нашем маршруте. Снова крутые подъемы и спуски, виражи и вот, наконец, мы на Сапун-горе. Этот мемориальный комплекс нельзя обойти стороной, если ты едешь в Севастополь. Музей под открытым небом никого не оставляет равнодушным, а когда видишь у вершины горы немецкие укрепления, которые восстановлены с предельной точностью, сразу представляешь картину жестокого боя, который шел здесь за высоту. У Вечного огня склоняем головы в память о героях, штурмовавших Сапун-гору в далеком сорок четвертом… Мы будем вас помнить всегда!

Севастополь

В Севастополе заселяемся в гостинице городского Центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи – вот какое длинное название. Однако, центр и своей работой славен. Грех не развивать туризм и спорт в этих краях. Кстати, недавно севастопольцы разработали новый туристический маршрут длиной более 100 километров – «Большую Севастопольскую тропу». Как отметил в своем интервью директор Международного детского центра «Артек» Константин Федоренко, это шикарный маршрут, с оборудованными стоянками, местами отдыха, маркированными тропами. Кроме того, у маршрута огромная историческая и патриотическая составляющие.

Для воспитания патриотизма в Севастополе огромное поле. История города неразрывно связана с беззаветным служением родной отчизне сначала русских, потом советских, и наконец, российских моряков. Ни разу они не запятнали ни Владимирский стяг, ни Красный флаг. Пример тому – Константиновская батарея, экскурсию на которую организовало для участников экспедиции Русское географическое общество.

Константиновская каменная казематированная батарея является уникальным памятником российского фортификационного искусства и военной архитектуры первой половины XIX века. История батареи тесно связана с историей самого Севастополя. В 1778 году по приказу Александра Васильевича Суворова здесь, на Константиновском мысу, были построены первые земляные укрепления. Приложил руку к строительству батареи и великий русский флотоводец Михаил Лазарев. В двух ярусах крепости размещались 54 каземата и 97 орудий. Самые мощные из них – «единороги»– били на рекордную тогда дальность, но их скорострельность оставляла желать лучшего. Чтобы перезарядить орудие, канонирам требовалось не менее 10 минут.

Сейчас Константиновская батарея находится под опекой Русского географического общества. Ее казематы восстановлены с детальной точностью, внутри размещены музейные экспозиции, рассказывающие об истории строительства батареи, о ее роли в Крымской войне, о защитниках батареи в период Великой Отечественной. Здесь же, на стендах и в витражах помещены артефакты, привезенные российскими путешественниками со всех уголков Земли.

Участники экспедиции вместе с юнармейцами Севастополя возложили цветы к памятнику защитникам Константиновской батареи во внутреннем дворике бастиона. Над ним развевается самый большой в России бело-голубой флаг Русского географического общества. В зале для пресс-конференций экспедиционеры ответили на вопросы журналистов.

На пароме переправляемся на другой берег Севастопольской бухты. До свидания, Севастополь, до свидания, Город-герой! Наш путь лежит дальше, на север Крымского полуострова.

Крымская весна, оказывается, бывает очень капризной и даже коварной. Пересекая мост через Керченский пролив, мы так надеялись на теплую и солнечную погоду – Крым, все-таки, курортная зона. Но наши надежды не оправдались. Особенно на севере полуострова. В Евпатории нас застал дождь. Затяжной и нудный. Хорошо, что нашелся навес для нашей двухколесной техники в местном санатории, в который мы заселились. Велосипеды после сотен километров дорог уже не просто нуждались, а настойчиво требовали технического обслуживания.

Поскольку в Евпатории было решено сделать «дневку», нашлось время и для экскурсий по городу. Ребят поразил «Малый Иерусалим» в старой Евпатории. Архитектура просто потрясает. Мощеные улочки, старинные дома. Словно попал в средневековую Европу!

Виктор Усенко: «Старая Евпатория – это целый сплав эпох, народных традиций и религий. На одной площади и христианская церковь, и мечеть, и синагога. И даже древнее святилище странствующих дервишей»

Чем лично мне запомнилась Евпатория? Долго буду помнить о своем падении на въезде в город. Пытался с обочины заехать на асфальт шоссе, а тут мимо идет огромный грузовик. Волной воздуха меня просто сдуло с седла. В падении зацепил правым локтем и левой кистью асфальт, да так крепко, что порвал перчатку и рукав куртки, не говоря уже о коже. Даю совет бывалого: никогда не заезжайте с обочины на высокий асфальт под косым углом. Колесо должно находиться строго перпендикулярно к плоскости шоссе, иначе повторите мою ошибку…

Берег Чёрного моря у Евпатории

Наверное, нет на Крымском полуострове населенного пункта, которого в той или иной мере не коснулась Великая Отечественная война. Село Камышное. Прямо у дороги стоит монумент в память о жестоко погубленных жителях села. Отступая из этих мест, фашисты расстреляли все мужское население Камышного. Младенца убили прикладом винтовки, чтобы не тратить патрон…

Один из пунктов остановки – город Джанкой. Население более 40 тысяч. В центре города стоит памятник вождю мирового пролетариата. Несмотря на новые тенденции к сносу и переносу, переписыванию истории и забвению. Возле памятника состоялась короткая встреча с директором МДЦ «Артек» Константином Федоренко. Его не было в «Артеке» во время закрытия лагерной смены, в которой мы принимали участие. Ездил в командировку в Киргизию, обмениваться опытом. Возвращаясь, не мог не встретиться со своим давним другом и соратником – Константином Мержоевым. Встреча произошла в Джанкое.

Записываем небольшое интервью с главным артековцем и дальше, в путь. Ближе к вечеру устраиваемся в придорожном лесу на ночлег. Утром об этом жалеем. Лес – акациевый. Иглы на ветках достигают шести сантиметров. После завтрака, перед самым отъездом, проверяем наши велосипеды и обнаруживаем пять проколов. Не повезло и мне. Из заднего колеса вытаскиваю две колючки. Благо есть запасная камера. Ремонтируемся и выезжаем на трассу.

Кстати, сегодня наша экспедиция разменяла первую тысячу километров. Впереди, конечно, еще тридцать три с копейками, но первая тысяча – самая важная. Мало того, из 50 субъектов Российской Федерации три уже пройдено.

Перед Керчью еще одна ночевка в большом селе Владиславовке. Здесь даже есть железнодорожная станция. Перед остановкой на ночлег нужно набрать питьевой воды. За селом на обочине – стройка. Обращаемся к хозяину с просьбой набрать воды.

– Конечно можно, а далеко ли путь держите?

– Пока до Мурманска, а там дальше…

– А… экспедиция! Становитесь на ночлег у меня за домом. И ветра меньше, и вода рядом будет.

Леван Казимович Ислямов – крымский татарин. Вернулся на свою историческую родину два года назад из Орехово-Зуево. На этом участке стоял дом его бабушки. После ее смерти земля перешла в наследство Левану. Здесь он и начал строительство большого, просторного дома для своей семьи. У Левана два сына. Узнав, что я из Уфы, спрашивает:

– Вы татарин?

– Нет, башкир, – отвечаю. 

– Все равно! Может, вам казан нужен для приготовления пищи? У меня есть, дам…

22 марта. Сегодня, нам нужно добраться до Керчи, преодолеть расстояние почти в 100 километров. Дождь, град, снег, ветер в лицо. Крым словно не хочет нас отпускать. Причем делает это очень жестко! Такой экстремальной велосипедной гонки у меня еще не было. Впрочем, не только у меня, но и у всей нашей команды, за исключением нашего шефа. В Керчь приезжаем потемну, вымокшие до нитки, замерзшие. Уже в гостинице, где тепло и есть горячая вода, выливаю из моего правого ботинка стакан грязной воды. Дождь косил справа и по дороге пробил даже броню саломоновских трекинговых ботинок!

На привале

Утром спешим к мосту через Керченский пролив. Хватит нам непогоды, надо быстрей уходить от дождливых и снежных туч. Я волнуюсь: остановки на мосту запрещены. А нужно преодолеть около 30 километров. Слава Богу, мне это удается без особых проблем. За час проходим Крымский мост. До свидания, Крым, до свидания, обманчивая и коварная крымская весна… Но, несмотря на все природные катаклизмы, Крым останется в наших сердцах местом, где бережно хранится великая история нашей великой страны, где живут гостеприимные и доброжелательные люди.

Фото автора.

Продолжение следует.

Источник

Автор

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *